Понемногу обо всём

Перед тем, как перейти непосредственно к изучению фехтования, нужно разобраться с некоторыми общими принципами и понятиями. Дать ответы на кое-какие вопросы, не имеющие непосредственного отношения к урокам фехтования. Определиться с вашими целями и задачами.

Об истине

Существует множество разнообразных систем и школ боевых искусств. Все они учат, грубо говоря, одному и тому же — как драться. Но при этом само обучение происходит очень сильно по-разному. Более того, принципы, на которых строятся фундаменты этих школ, друг другу в некоторых случаях противоречат. Чему же верить: тому, что никогда не надо бить ногой выше пояса, или что удар ногой в голову является отличным средством для окончания диалога? Длинное оружие — хорошо или плохо? Как ходить? Бить руками или бороться?

Ответ очень прост. Вместо того чтобы бездумно принимать на веру те или иные постулаты, всегда пытайтесь в них разобраться. У каждой теории есть своя область применения. Например, теория, утверждающая, что ногами в голову бить очень здорово, истинна. Но только на открытых пространствах и ещё с некоторыми ограничениями. А вот в лифте ногой в голову ударить практически невозможно.

Подвергать анализу все постулаты всех систем и школ боевых искусств полезно, но нужно не увлекаться. Надо понимать, что люди, занимающиеся тем или иным делом десятки или сотни лет, скорее всего умнее вас хотя бы в сумме. Поэтому анализ ни в коем случае не должен быть деструктивным. Вы должны понимать, почему в систему были заложены именно такие принципы, а не какие-то другие. Но это понимание не превращает вас в знатока, разбирающегося в системе и вообще в боевых искусствах лучше её основателя, его учеников и так далее. Не надо говорить тэквондисту об ограниченности его системы. Даже в лифте. Вдруг он боксом тоже увлекается?

О классификациях

В самоучителе сплошь и рядом встречаются разнообразные классификации: ударов, оружия, стоек и так далее. Если вы начнёте кому-нибудь объяснять тот или иной аспект хейкидзюцу, используя одну из этих классификаций, то вам может не повезти. Некоторые люди не обладают достаточной гибкостью ума и широтой взглядов. Они могут считать какую-нибудь другую классификацию единственно верной, а все остальные — полной фигнёй, взятой с потолка.

В школе мы все изучали классификацию живых существ по происхождению видов. Но ведь живых существ можно классифицировать не только так. Более того, чаще их классифицируют как-то иначе. Например, по пригодности использования в хозяйстве. В этом смысле кошка с собакой находятся гораздо ближе друг к другу, чем кошка и лев или собака и волк. Также можно классифицировать животных по размеру, цвету или даже вкусу. Всё зависит от целей классифицирующего.

Классификации, встречающиеся в книге, не ставят перед собой задачи ублажить, скажем, доморощенного историка, предпочитающего деление оружия по хронологическому или географическому признаку. Или ещё кого-нибудь похуже. Они нужны только для того, чтобы помочь вам научиться фехтовать и ни для чего больше.

Инь-ян

В восточной культуре существует понятие дуализма инь-ян. Наверняка вы о нём много раз слышали. Интересно оно в первую очередь тем, что в отличие от обычных для западной культуры антагонистичных пар типа «добро — зло» инь и ян друг друга дополняют. Если удалить из вселенной весь инь или весь ян, то она не сможет существовать. В западных традициях же обычно декларируется абсолютизм типа «надо убить всех плохих людей, и тогда наверняка вдруг запляшут облака». Заметным исключением является диалектика, у которой с моделью инь-ян есть нечто общее.

Не следует считать, что инь — это нечто «плохое», а ян — нечто «хорошее». Да, действительно, инь связан со смертью и темнотой, тогда как ян ассоциируется с буйством жизни и светом. Но дело в том, что чистый ян — это, например, огонь. А одним из проявлений иня является женственность, слабая и пассивная по сравнению с бурным и агрессивным мужественным яном. Не всё так просто и однозначно, короче говоря.

Кроме того, инь и ян обладают очень интересным свойством, о котором уже знают не все. Дело в том, что внутри каждого иня есть ян, а внутри каждого яна — инь. Огонь (ян) не может существовать без дров (инь). Морская вода (инь) хранит в себе чудовищную силу цунами (ян). И так далее.

Понимание принципа инь-ян очень сильно помогает разобраться не только в фехтовании, но и вообще в жизни. Здесь нет никакой восточной мистики, просто мир действительно устроен скорее так, чем наоборот. Взять хотя бы положительно заряженный протон с отрицательно заряженным электроном.

Сложность

Важным моментом в любом деле является правильно выбранный уровень сложности. Слишком большой и слишком маленький уровень сложности не позволяют ничему научиться. С одной стороны, вы не сможете нормально научиться драться, если вашими противниками будут пятилетние дети. С другой стороны, выход неопытного новичка на ринг против действующего чемпиона мира в любом спортивном единоборстве тоже вряд ли чему-то научит. Разве что тому, что в жизни бывает очень больно.

Отлично поясняет этот момент примитивный экскурс в историю и географию. Можно взять и очень грубо разделить все мировые цивилизации на три группы: экстремальные, умеренные и благоприятные. К экстремальным относятся те люди, которые жили в арктике или, наоборот, жутких пустынях. К благоприятным — обитатели тропиков, в которых еда растёт буквально везде, а крыша над головой не особенно и нужна. Умеренные — нечто среднее, собственно умеренный пояс.

Вопрос: какая из этих трёх групп цивилизаций достигла наибольшего успеха? Ответ: умеренная.

Почему так? Потому что у них был наиболее правильно подобранный уровень сложности. Жителям благоприятных климатических условий не приходило в голову, что нужно что-то там придумывать, строить, куда-то ехать и кого-то завоёвывать. Зачем? И так всё есть. Экстремалам-эскимосам подобное в голову тоже придти не могло, но уже по другой причине: не до того, выжить бы. А вот в Европе и её окрестностях уровень сложности был самым правильным. Приходилось и спасаться от достаточно суровых зим, и сражаться со злобными соседями, но при этом возможностей для творчества и расслабления было гораздо больше, чем у менее везучих соседей из более экстремальных регионов.

Кстати, поначалу цивилизации развивались наиболее бурно именно в самых благоприятных условиях. Просто потому, что сложность этого процесса была выше и те области, которые мы сейчас считаем умеренными, воспринимались как экстремальные. Позже, с развитием технологий и расширением возможностей человека, центр развития сместился туда, где уровень сложности оказался более подходящим.

Подбирайте уровень сложности с умом. Если вы всё время побеждаете своего противника, а он ничего не может вам сделать, то здесь что-то не так. Синяки — хороший индикатор уровня сложности. Они должны равномерно распределяться между вами и вашим партнёром.

Вырождение

Очень важно всегда понимать, чем вы занимаетесь и зачем это нужно. Без условностей в нашем деле не обойтись. Например, никто не будет фехтовать на заточенных боевых мечах. Никто не будет бить товарищу крестовиной в голову, никто не будет валить партнёра в грязь и ломать ему пяткой рёбра. Обычно используется безопасное оружие и ограничение техник.

Но при этом вы должны постоянно задаваться вопросом «что, если всё это происходило бы на самом деле?» Не обязательно действительно бить партнёра в лицо, выдавливать ему глаз и так далее. Но сообщить ему о том, что в данной ситуации он открылся для такого-то приёма с вашей стороны — надо. Постоянно думайте о том, что бы вы сделали, если бы действительно задались вопросом физического уничтожения своего противника. Не позволяйте боевому искусству превратиться в спорт.

Условности опасны. Мысленный эксперимент: ограничим техники, сведя их, допустим, к одному вертикальному удару в голову. Так тоже можно сражаться! Кто первым рассчитал дистанцию и попал, тот и победил. Понятно, что человек, очень долго тренировавшийся наносить этот самый удар в голову, умеет бить с невероятной силой и мощью. Но что будет делать этот самый человек, если ему придётся сражаться с человеком, освоившим горизонтальные удары?

Условности снаряжения и окружающей среды тоже опасны. Если вы привыкли, что поверхность под ногами всегда ровная и не скользит, что равномерное освещение позволяет хорошо видеть противника, что в голову и, допустим, по пальцам вам никто не бьёт, то что вы будете делать в настоящем бою на крутом склоне горы во время заката?

Постоянно осознавайте, на какие условности вам приходится идти. Старайтесь компенсировать эти условности, чтобы избежать вырождения боевого искусства.

Оставить комментарий