Устройство японского меча

Японский меч — базовое оружие в хейкидзюцу и просто хорошая вещь. Для того, чтобы им успешно пользоваться, невредно понимать, как он устроен.

Приведённая ниже схема является намеренно упрощённой. С точки зрения именно фехтования прочие подробности строения японского меча, важные для коллекционеров и историков, не имеют никакого значения.

Рукоять — часть меча, предназначенная для удерживания оружия руками. Внутри рукояти находится хвостовик, неотъемлемая часть клинка.

Гарда (цуба) — часть меча, отделяющая рукоять от клинка. Гарда японского меча называется «цуба». Цуба может быть практически любой формы, но чаще всего встречаются овальные и круглые цубы. Следует понимать, что основное предназначение цубы в конструкции японского меча — это не защита кисти от ударов, а ограничитель, не дающий рукам соскользнуть на клинок и порезаться. Впрочем, при правильной технике цуба и от ряда ударов защищает абсолютно адекватно. В дальнейшем описании составных частей японского меча будет использоваться более общее слово «гарда».

Яблоко — противовес, предназначенный для улучшения баланса меча. На японских мечах эта деталь выражена слабо из-за большой длины рукояти по отношению к клинку, то есть роль яблока как противовеса выполняет сама рукоять. Но на европейских мечах с более короткой рукоятью яблоко в большинстве случаев очень хорошо заметно.

Эфес — совокупность яблока, рукояти и гарды, то есть всё то, что не является непосредственно клинком. Без эфеса голый клинок практически не может быть применен в качестве полноценного оружия. Для традиционных японских мечей характерна возможность разборки оружия и смены эфеса. Именитый самурай, обладающий великолепным дедовским клинком, который выковал какой-нибудь легендарный кузнец, мог в мирное время использовать богато украшенный эфес, являющийся произведением искусства сам по себе, а для военных дел надевать на клинок менее вычурную, но более простую и надежную оправу.

Клинок — основная часть оружия, предназначенная для контакта с противником и его оружием, отделённая от рукояти гардой. Хвостовик, размещенный внутри рукояти, является неотъемлемой частью клинка с анатомической точки зрения, но непосредственно при фехтовании этот нюанс не оказывает на процесс никакого влияния. Клинком иногда называют и меч целиком.

Лезвие — заточенная сторона клинка, предназначенная для нанесения рубящих и режущих ударов.

Острие — кончик клинка, предназначенный для нанесения уколов и доводки рубящих ударов. Японское слово «киссаки» обозначает не только саму точку острия, но и ближайшую прилегающую к ней область клинка с характерно изогнутым лезвием, и в японской традиции острие рассматривается именно как киссаки, одним объектом.

Спина — незаточенная сторона клинка, противоположная лезвию. Может быть использована для защиты от вражеского оружия, а также как упор для второй руки в некоторых продвинутых техниках. У обоюдоострых мечей спина отсутствует, так как на противоположной одному лезвию стороне находится другое лезвие, идентичное первому. Некоторые мечи обладают полуторасторонней заточкой, то есть примерно от четверти до трети спины в области, прилегающей к острию, также заточено. Спина в этом случае всё ещё чётко идентифицируется.

Плоскость — широкая боковая сторона клинка, с одной стороны прилегающая к спине, а с другой сходящая на лезвие. Активно используется в защитных действиях.

Сильная часть — первая треть клинка, прилегающая к гарде. Используется для выполнения жёсткой защиты. Следует помнить, что пальцы где-то рядом, поэтому слишком уж близко к гарде блоки лучше не ставить.

Средняя часть — вторая треть клинка. Используется как для защитных действий (в основном парирований), так и для нанесения рубящих и режущих ударов.

Быстрая часть — третья треть клинка, включающая в себя острие. Наихудшим образом подходит для защиты. При постановке блока быстрой частью противник, использующий среднюю часть, получает преимущество рычага и может легко продавить защиту. Кроме того, оружие противника может легко соскользнуть со стороны острия и пройти через защиту. Быстрая часть клинка предназначена исключительно для выполнения атакующих действий.

Баланс — на схеме пунктиром указана примерная область, в которой находится центр тяжести меча или его баланс. Чем ближе баланс к рукояти (рапира), тем больше оружие подходит для нанесения колющих ударов и тем меньше подходит для тяжелой рубки. Чем ближе баланс к острию (топор), тем лучше оружие рубит, но тем сложнее оно в управлении из-за инерционности и тем меньше подходит для нанесения уколов. Точное положение баланса варьируется от меча к мечу.

Центр удара — на схеме пунктиром указано примерное расположение точки, в которой клинок не вибрирует при ударе из-за того, что колебания клинка взаимно гасят друг друга. Именно этой точкой и нужно стараться попадать по цели, потому что отсутствие вибрации позволяет выполнять удар с наибольшим КПД. Центр удара также можно называть центром вибрации. Вторая такая же точка располагается на хвостовике внутри рукояти и роли не играет. Точное положение центров удара на каждом мече своё.

Подробности

Следующая схема, в отличие от предыдущих, очень подробна. По большому счёту, все эти подробности играют важную разве что для профессиональных историков, востоковедов и коллекционеров. Но всё равно же интересно!

Далеко не все перечисленные и изображенные на иллюстрации составные части использовались во всех случаях. Не на всех цубах присутствуют кодзука хицу-ана и когай хицу-ана, не на всех мечах есть бо-хи, йокоте, хоримоно и так далее.

Тати косирае — меч в оправе для тати. Ножны подвешиваются к поясу таким образом, что меч располагается лезвием вниз, в точности как и во всех остальных странах мира.

Буке-дзукури косирае — вообще слово «буке-дзукури» обозначает оправу для катаны. На иллюстрации буке-дзукури разложено на три части: ножны, меч и отдельно клинок. Более простые ножны буке-дзукури просто затыкаются за пояс, при этом меч располагается лезвием вверх, что и отображено на схеме.

Тати косирае

Кабуто-гане — яблоко. Наличие кабуто-гане — единственное отличие между тати и катаной на иллюстрации. На самом деле тати, то есть более старые мечи эпохи Кото, отличались несколько иной геометрией и определёнными нюансами в оплётке и устройстве рукояти. Но это уж совсем мелочи жизни, откровенно говоря.

Аси — крепления для подвешивания ножен.

Сайя-ито — оплетка ножен, аналогичная традиционной оплетке рукояти.

Семегане — крючок для подвешивания меча на стену.

Сайядзири — окованный металлом кончик ножен.

Сайя — собственно ножны.

Цуба

Накаго-ана — основное отверстие, в котором закрепляется меч.

Мими — область рядом с границей цубы.

Фукурин — кольцеобразное ребро цубы, внешняя граница.

Когай хицу-ана — отверстие для когая, одновременно расчески и ковырялки в ушах, иногда и палочек для еды заодно.

Секигане — подгонка цубы, небольшие кусочки мягкого металла.

Уденуки-ана — два отверстия, небольшое и ещё меньше, расположенные в этой части цубы, не являются декоративными. Сквозь эти отверстия пропускается кожаный ремешок, темляк, с помощью которого меч привязывается к руке.

Сеппа-дай — название области, на которую ложится сеппа.

Мей — клеймо изготовителя.

Кодзука хицу-ана — отверстие для кодзуки, маленького бытового ножа.

Сукаси — декоративные отверстия. Если сукаси очень много, то цубу можно назвать сукаси-цуба.

Буке-дзукури косирае (только ножны)

Коигути — часть ножен, подгоняемая под хабаки, удерживающая меч в ножнах.

Куригата — выпуклость со сквозным отверстием для крепления шнура.

Сито-доме — металлические кольцеобразные украшения/укрепления по бокам куригаты.

Кодзири — укрепленный кончик ножен.

Катана

Касира — небольшое яблоко с отверстием для крепления шнура.

Касира-гане — отверстие для крепления шнура.

Макидоме — выпуклый узел.

Цука — рукоять меча.

Цука-ито — шнур, оплетающий рукоять. Цукамаки — название процесса оплетки.

Мекуги — клинышек, удерживающий клинок в рукояти. Может быть не один, особенно на крупных мечах.

Менуки — декоративный элемент рукояти. Основная функция менуки — локальное увеличение толщины рукояти, приводящее к улучшению хвата. Бывало, что оплётка рукояти отличалась от приведённой на изображении, её, по сути, вообще могло не быть. В этих случаях менуки служили шляпками для мекуги, не дающими клинышкам вывалиться. На внешней стороне меча менуки располагается ближе к цубе (традиционно — начиная с третьего витка цука-ито), а на внутренней стороне — ближе к касире (соответственно заканчивается за три витка до узла). Таким образом со стороны омоте менуки попадает под пальцы правой руки, а со стороны ура — под пальцы левой.

Фути — кольцо, упрочняющее рукоять.

Цуба — небольшая гарда, традиционная для японских мечей.

Сеппа — шайба между цубой и хабаки.

Хабаки — «воротничок», удерживающий меч в ножнах. Считается неотъемлемой частью клинка, снимается только при необходимости реставрации. Клинок без хабаки — это недоделанное изделие, а клинок с хабаки — это уже меч, которому не хватает сущих мелочей.

Хоримоно — декоративная гравировка. Мастера никогда не использовали данную область меча для размещения своего клейма. Гравировкой может быть орнамент, рисунок или какой-то девиз, благо кандзи и обе азбуки выглядят достаточно красиво.

Омоте — внешняя боковая сторона меча, не прилегающая к телу при традиционном ношении оружия слева за поясом. Считается парадной. Оплётка обычно начинается и заканчивается (узлами) на этой стороне.

Ура — внутренняя боковая сторона меча, прилегающая к телу.

Муне — спина клинка, задняя часть без заточки.

Ха — лезвие, режущая кромка меча.

Хи / бо-хи — дол, облегчающий меч.

Хамон / якиба — закаленная область меча, прилегающая к режущей кромке. Якиба — старое название. Вообще слово «хамон» обозначает стиль якибы. То есть: «якиба-то якибой, это понятно, а хамон какой — прямой или волнистый?» Впрочем, слово «якиба» вышло из употребления, закаленную область все давным-давно называют хамон.

Синоги — ребро боковой поверхности меча, изменяющее его геометрию.

Синоги-дзи — плоскость меча между синоги и муне.

Хирадзи — часть меча между синоги и хамоном.

Хира — область между синоги и лезвием, включающая хамон и хирадзи.

Йокоте — линия, отделяющая киссаки от остальной части клинка. После нее меняется геометрия клинка.

Киссаки — кончик клинка, понятие включает в себя как саму точку острия, так и прилегающую область.

Боси — закаленная область киссаки.

Фукура — изгиб клинка в киссаки, между йокоте и острием.

Тосин (клинок)

Накаго-дзири — конец хвостовика.

Хитое — спина хвостовика, переходящая в муне.

Накаго — собственно хвостовик.

Мекуги-ана — отверстие для мекуги.

Мей — клеймо изготовителя. Вообще накаго используется для хранения информации о клинке. Здесь могут отметиться как кузнец, так и все полировщики, имевшие дело с мечом. Разумеется, когда речь идет о полировке антикварных мечей, современные полировщики не отваживаются оставлять автограф.

Ясури-мей — своеобразное альтернативное клеймо изготовителя, следы от грубого напильника, заменяющие полировку. Существует несколько узоров, по сути — направлений движения напильника. Благодаря ясури-мей хвостовик не скользит в рукояти.

Ха-мати — лезвийный пропил.

Муне-мати — спинной пропил. На спинном и лезвийном пропилах удерживается хабаки, не слетая по клинку в направлении киссаки.

Фумбари — наиболее широкая и толстая область меча, характерная не для всех эпох и мастеров.

Катахаба — название для измерения толщины клинка в самом толстом месте, которое обычно находится где-то в районе фумбари.

Нагаса — длина клинка от муне-мати до кончика киссаки.

Сори — кривизна клинка.

Цуба-мото — треть клинка, прилегающая к цубе.

Тю-о — средняя треть клинка.

Моно-ути — дальняя треть клинка.

Один комментарий

  1. BruceMaymn:

    Хорошего дня.

Оставить комментарий