Мутации техники: эволюция или деградация?

Людям свойственно придумывать что-то новое и, ещё чаще, модифицировать что-то старое. Поэтому у фехтования существует бесчисленное множество разновидностей. Какая же из них «правильная»? Интуитивно понятно, что вопрос дурацкий, но почему так – можно попробовать разобраться.

Ремарка: в рамках данной статьи понятие «техника» также обозначает и тактику.

Факторы мутаций техники

Котик для привлечения внимания.На изменение техники фехтования оказывают влияние различные факторы. Некоторые из них ведут к эволюции, другие – к деградации. Как определить, что есть что? На мой взгляд, практикой: если новое направление, то есть его адепты, в большинстве случаев проигрывают адептам старого или ещё более старого направления, то налицо деградация. Если же некая находка позволяет принявшим её побеждать, то мы имеем дело с эволюцией. Осталось понять, что следует считать победой, а это не так просто. Но давайте для начала просто посмотрим на сами мутации – какими они вообще бывают и откуда берутся.

Правила

Условный поединок на небоевом оружии, как правило, ограничен какими-то правилами. И эти правила, какими бы они ни были, всегда накладывают свой отпечаток на технику. Ниже несколько примеров модификаций правил для боя на бокенах, однозначно приводящих к мутациям.

  1. Любое касание клинком в любую часть тела противника приводит к победе. Этот простой набор правил практически начисто исключает ближний бой – всё будет решаться издали, кто кого первым чиркнет в руку. Никаких обезоруживаний с фиксацией оружия противника свободной рукой здесь так же по определению не будет. То есть прыгаем и пытаемся слабенько задеть, либо отбив меч и ударив в дырку, либо сразу щёлкнув в дырку.
  2. Бой до трёх хитов: голова – 3 хита, туловище – 2 хита, конечность – 1 хит. Тут все будут бить в голову, спокойно жертвуя руками. Если дополнительно не вводить запрещающее правило, то оптимальным манёвром будет захват оружия противника свободной рукой с жертвой одного хита, затем сразу же удар в голову, приводящий к победе.
  3. Зона поражения – только голова и туловище до пояса. Полностью исчезает необходимость защищать ноги. Строго говоря, в данной формулировке руками нужно отбивать вражеский клинок, так как они неуязвимы. Либо же используется одноручное оружие, а свободная рука фиксируется на талии.
  4. Бой до нескольких хитов, после хита остановка и возврат на исходные позиции. Преимущество получают те, кто наносит удар на долю секунды раньше, ведь после хита бой уже остановлен, а обоюдное поражение не засчитывается. Фактически это некое подобие разбивки одного поединка на множество раундов с одним хитом.
  5. Бой до нескольких хитов, после хитов остановок и возвратов нет. Преимущество у тех, кто может быстро нанести несколько ударов подряд, не обращая внимания на пропущенные атаки противника. Техника становится мощной, но грубой – пропущенная атака сама по себе мало что значит, играют роль серийные комбинации, приводящие к пулемётным очередям из ударов.

И так далее. Суть в том, что любые правила поединка автоматически приводят к тому, что умные бойцы будут подстраиваться под следование этим правилам. И понятно, что фехтовальщик, привыкший к сражениям на тупом оружии по сводам правил 2 или 3 будет иметь не слишком подходящие для боя на остром оружии рефлексы. Казалось бы, свод правил 1 как раз наоборот полезен, вырабатывает осторожность – но это тоже не так, ведь слабое касание даже острым мечом может ни к чему и не привести, плюс этот свод правил исключает наличие обезоруживаний и, соответственно, не подталкивает к изучению противодействия им. Сферический в вакууме фехтовальщик, привыкший к правилам 1, в настоящем бою попытается чиркнуть кончиком меча своего противника, и может даже чиркнет, а после этого остановится, ведь бой-то должен прекратиться. Но в этот момент противник, не знающий о данном своде правил, просто рубанёт со средней дистанции совершенно варварским образом. И мелкая царапина его не остановит.

Отсюда вывод: как минимум – используйте различные своды правил, как максимум – постарайтесь хотя бы в дружеских спаррингах полностью отказываться от них, за исключением техники безопасности. Но, конечно, если вы готовитесь сражаться только или исключительно по определённым правилам, а другие варианты фехтования вас не слишком интересуют – флаг в руки.

Экипировка

99px_ru_wallpaper_62347_begushij_kot_po_lesnoj_doroge_na_kotorom_siditВообще экипировка как таковая следует из правил: понятно, что нельзя выйти на бой по правилам фехтования на бокенах, вооружившись алебардой. И в дальнейшем тут всё достаточно очевидно. Если используются тяжёлые доспехи и оружие, да ещё и правила «бугуртные», то есть задача – сбить с ног, и сколько для этого нужно раз нанести дробящих ударов тупой дубинкой в форме фальшиона – неважно, то тут и стойка будет максимально заточена под несокрушимость, и удары наотмашь. Если же защиты никакой или почти никакой нет, а оружие лёгкое, то в стойке будет уклон назад для борьбы со щелчками, а несокрушимость заменится на подвижность.

Но даже отдельно от правил защитная экипировка оказывает колоссальное влияние на технику. Ниже несколько примеров классов экипировки и мутаций, к которым она приводит. Подразумевается, что участники спарринга вменяемы и друг друга берегут, и что правил по сути нет – свободный спарринг без особенных заморочек на фиксацию хитов и победителей.

  1. Никакой защиты, стальное тренировочное оружие. Бой будет очень медленным, исключаются щелчки, удары в голову вообще только издалека обозначаются, следовательно не нарабатывается противодействие им. Это очень полезный класс экипировки, потому что он даёт некую часть эмоциональных ощущений реального боя. Но из-за того, что приходится очень уж сильно держать себя в руках, польза от работы реалистичным оружием может быть перевешена вредом от заторможенности всего происходящего.
  2. Никакой защиты, деревянное оружие (бокены). Бой значительно ускоряется, и, как показывает практика, становится более травмоопасным по сравнению с предыдущим вариантом. Тот же недостаток с защитой головы, даже хуже: специально никто в незащищённую голову бить не будет, к этому привыкаешь, скорости большие – в результате случайный удар пропускается. Ещё один минус – лёгкое оружие, после бокенов стальные мечи кажутся очень тяжёлыми, ведь то, что легко можно сделать бокеном (грубо говоря – крутить оружие между пальцев), на стали не выйдет. Из плюсов – хороший темп, хорошая дисциплина: человек, привыкший фехтовать в этом классе экипировки, является исключительно приятным партнёром для спаррингов – он очень хорошо контролирует своё поведение.
  3. Защита головы шлемом или фехтовальной маской, минимальная защита тела (плотная зимняя куртка или стёганка), стальное оружие. Неплохой способ наработать защиту от ударов в голову: первое время, когда бойцы надевают шлемы или маски, вообще все атаки начинают идти только туда. Чисто из гуманистических соображений, ведь удар в плечо или куда-то ещё будет более ощутим по сравнению с ударом в шлем.
  4. Защита головы шлемом или фехтовальной маской, минимальная защита тела (плотная зимняя куртка или стёганка), деревянное или текстолитовое оружие. Ещё более хороший способ отработки защиты головы, так как выше темп. Вообще это более сбалансированный вариант, так как в предыдущем классе экипировки велика разница между атакой в шлем (на максимальной скорости) и куда угодно ещё (осторожненько). Недостатком этого варианта, наряду с предыдущим, является сниженная дисциплина: пропущенный удар не так уж и страшен, хотя, конечно, смотря как и куда ударить.
  5. Защита головы шлемом или фехтовальной маской, минимальная защита тела (плотная зимняя куртка или стёганка), мягкое оружие (тимбары). Полезно для разрядки, выработки привычки к скоростному, бесстрашно-безбашенному бою, развития реакции и агрессивности. Плюс весело. Вредно для всего остального: тимбар имеет мало общего с нормальным мечом, а полнейшее бесстрашие приводит к ухудшению защитных техник. Есть общее правило: никогда нельзя в рамках одного занятия сначала проводить спарринги в шлемах, а затем без шлемов. Потому что будут травмы головы. И вообще по наблюдениям из личного опыта, как ни парадоксально, но при переходе на постоянное использование защитного снаряжения и тимбаров количество травм выросло – потому что тимбары полностью разрушают дисциплину, к ним не относишься серьёзно, и эта привычка остаётся, когда берёшь в руки дерево или железо. Опытные бойцы, посвятившие значительное время работе с экипировкой 1-2 классов, могут позволить себе частый или вообще почти полный уход в 3-4-5 классы, но начинающие фехтовальщики вместо нарабатывания защиты от ударов в голову получают от маски кажущийся иммунитет к ударам в голову – и начинают их наносить и пропускать тогда, когда совсем не следует этого делать.
  6. Полная защита (латы, бригандина, что-то в этом роде), стальное тренировочное оружие. Один из двух вариантов: либо правила бугуртные (кто остался стоять на ногах, тот и победил), либо доспехи считаются за виртуальные, то есть удар по доспехам трактуется как удар по незащищённому доспехами телу. В первом случае будет весело и больно, техника сводится к ударной борьбе сумо. Во втором – осторожное маневрирование с мощными и беспощадными атаками и комбинациями атак, очень полезный вариант с одним-единственным недостатком: доспехи – штука дорогая, тяжёлая и неудобная, сковывающая движения и вызывающая желание от неё избавиться как можно скорее. За исключением привычки к несколько сниженной по сравнению с бездоспешным боем скорости – отличная тренировка. Кстати, если взять полную защиту и лёгкое деревянно-текстолитовое оружие, то получается ещё интереснее.

Но вообще нужно понимать, для чего именно вы занимаетесь. Если вы готовитесь к бугуртам, то вам вообще нельзя вылезать из доспехов и брать в руки предметы легче трёх кг. Если вы увлеклись дуэльным фехтованием, то есть в основном используете 4 класс экипировки, но при этом вас интересует фехтование в целом, а не только победы по определённым правилам, то вам следует время от времени менять экипировку, в том числе снимать маску и работать на стали.

Итого: для гармоничного развития необходимо менять не только правила, но и экипировку, включая защиту. Защитная экипировка по умолчанию должна быть минимальной, начинать тренировку следует с классов экипировки 1 и 2, и лишь затем подключать защиту и ускоряться, но не наоборот. Работа без защиты нужна для наработки дисциплины, то есть рефлекторной защиты и контроля удара.

Цель

879829717875214251-1920x1080Казалось бы, что может быть проще: цель поединка – победа, какой бы она ни была. Однако, не всё так просто, и речь не о свободном спарринге без особенных правил. Да правила и там есть, примерно такие: «рубитесь, пока не надоест, берегите друг друга и фиксируйте пропущенные удары, но без особого фанатизма». Помимо сформулированных правилами целей поединка, у каждого из участвующих есть свои личные цели, которые также приводят к мутациям техники. Нижеследующий список не претендует на полноту, это просто варианты.

  1. Чемпион. «Я должен победить и всё тут!» Вроде бы хорошо, но о таких мелочах как контроль удара при таком подходе речи быть не может. В идеальных условиях чемпионы должны фехтовать только с такими же чемпионами, в противном случае их партнёры, имеющие иные ожидания от поединка, могут оказаться психологически не готовы к подобному суровому натиску. Последствия не нужны ни им, ни чемпионам.
  2. Рыцарь. «Я должен победить, не используя те или иные приёмы.» Чаще всего речь идёт о «бесчестных» приёмах, таких как обезоруживания или щелчки по рукам. Это интересная цель, позволяющая при сознательном включении намеренно снизить свой уровень мастерства для участия в хорошем спарринге с менее подготовленным противником. Проблемы начинаются тогда, когда нужды в подобном самоослаблении совсем нет, но рыцарь всё равно не хочет использовать какие-то техники, «ведь это же неинтересно/нечестно». Противников-то это не останавливает. В результате – фрустрации на ровном месте, плюс подобные поддавки неполезны для развития партнёра.
  3. Пацифист. «Я конечно занимаюсь фехтованием, но ведь людей бить нехорошо.» Такие люди легко определяются по привычке извиняться за свои удачно проведённые удары, даже абсолютно безобидные. Атаковать и напирать они в принципе не способны, техника сводится к отступлению и защите. Понятно, что с такой целью каши не сваришь, её просто нужно менять, понимая, что непротивление злу насилием – это всё-таки не про боевые искусства.
  4. Фантазёр. «Буду работать в технике персонажа из такого-то фильма/игры или ещё как-то, потому что мне так нравится и всё!» Не так плохо, как можно подумать, особенно если технику персонажа-прообраза ставил хороший специалист. Но в целом понятно, что мутация может быть крайне суровая, несовместимая с жизнью, если не повезёт.
  5. Учитель. «Важно безопасно указывать противнику на его слабости, нужно его научить с ними бороться, если он победит – хорошо.» Моя личная цель уже давно по понятным причинам. Перестроиться на чемпионскую с учительской можно, но психологически тяжело и после этого трудно перейти обратно. По крайней мере у меня так, но это устраивает. Мутация техники чем-то напоминает рыцарскую, но вместо исключения неугодных приёмов идёт постоянная смена собственных техник с целью прощупывания реакции на них партнёра, воспринимаемого как ученика. То есть учитель изучает ученика и смотрит, где именно у него слабые места, а затем не просто атакует его в эти слабые места с целью победить, как делают чемпионы, но, напротив, подталкивает его к исправлению недостатков, используя как фехтование, так и просто объяснение.
  6. Ученик. «Без разницы, выиграю я или проиграю, но чему-то научусь.» Идеальная цель на первое время, да и в дальнейшем её вспоминать и ставить очень полезно. Проблемой может являться пассивность, к которой нельзя привыкать. Зато ученики склонны к экспериментам, и, в отличие от следующего архетипа, они умеют делать выводы из поставленных экспериментов.
  7. Ребёнок. «Делаю что хочу, у меня и так получается отлично, продумывать тактики и техники лениво, лучше сделаю вот такую фиговину!» Обладатели такой цели либо её быстро меняют на что угодно другое, либо прекращают заниматься фехтованием, сталкиваясь с непреодолимым препятствием в виде вражеского интеллекта. Техники нет.

Как вы уже поняли, цели – это во многом личные тараканы в голове. Не всегда эти тараканы так уж плохи, но их обязательно нужно осознавать и приручать, чтобы достигать желаемого.

И о победе

Если лично для вас и для вашего окружения победа в фехтовальном поединке имеет сложившийся образ, неважно какой, то ваша техника автоматически будет мутировать именно для достижения этой победы. Какими бывают образы победы? Всё достаточно просто: это либо победа по определённым спортивным правилам, либо немного виртуальная «победа в реальном сражении на боевом оружии», либо нечто ещё более расплывчатое, вроде «способность победить по любым правилам и без них».

В первом случае надо просто работать в данных спортивных рамках, с известными правилами и в разрешённой экипировке, если больше ничего другого не интересует, то и не надо. Причём это вполне может быть фехтование в масках-шлемах и на тимбарах, но нужно понимать, что вы не «фехтуете», а «фехтуете на тимбарах», и навыки фехтования на тимбарах мало помогут в фехтовании на чём-то ещё. Понятно, что я не хочу ничего плохого сказать про тимбары: абсолютно та же проблема будет у бугуртера, которому приспичило поработать в минимальной защите на текстолитовых рапирах до одного хита и у дуэлянта, нацепившего латы и взявшего щит-капельку с топором. Но в рамках чёткого образа победы часто вредными будут мутации, которые в других случаях могут оказаться полезными.

Во втором случае, когда речь идёт о приближении к боевому оружию, приходится крутиться где-то вокруг этого образа. Очевидно, что всерьёз никто не будет заниматься спаррингами на боевом оружии, поэтому нужно пробовать и железо в защите, и бокены без защиты и вообще много всякого разного. Полезные мутации – те, которые возникают при работе в реалистичных и околореалистичных манерах, а вредные – все остальные. Речь не только об экипировке – понятно, что тимбары менее полезны, чем бокены или дюралевые мечи плюс минимальная защита, но ещё и о правилах: гораздо полезнее для достижения результата не морочиться на абстрактные хиты, а рассматривать с точки зрения травматолога или паталогоанатома каждый пропущенный удар: что бы это было, если бы меч был настоящим?

Про третий случай проще сказать, чем сделать, но где-то тут, на мой взгляд, и лежит истинное искусство. Бойцу, для которого образ победы расплывчат до трансцендентальности, вряд ли светят медали и победы в узкоспециализированных турнирах, но возможность фехтовать более-менее на равных с бугуртером, классическим рапиристом и кендокой прекрасна сама по себе. И здесь полезными мутациями будут все, связанные с быстрой адаптацией и обучением, а вредными – привычки как таковые, пусть даже абсолютно необходимые в тех или иных направлениях.

К чему всё это?

Всё это к тому, что фехтование – штука очень разнообразная, что каждому своё и что не нужно считать, что существует «правильная» или «идеальная» техника в целом. Для конкретного сочетания правил и экипировки – да, возможно. Существенна ли эта идеальная техника для вас лично как для фехтовальщика – зависит от вашего личного образа победы, от того, каких конкретно результатов вы хотите достигать, изучая фехтование.

Факультативное домашнее задание: попробуйте сформулировать свой образ победы и прикинуть, какие для достижения этого образа нужны правила с экипировкой, и как ваши личные тараканы в голове будут мешать его достигнуть. Можете смело поделиться в комментариях: в конце концов, фехтование – это такая штуковина, которой нельзя адекватно заниматься в одиночку.

Оставить комментарий