Защитное снаряжение: плюсы и минусы

Процесс фехтования неизбежно включает в себя нанесение ударов тем или иным «атакующим снаряжением»: спортивным оружием, простой палкой, мягким «безопасным» оружием, стальной репликой реального боевого оружия и так далее. Очевидно, что совсем без защиты в полный контакт на стальных репликах (или, тем более, на боевых мечах) фехтовать в здравом уме никто не будет. С другой стороны, сразу же закладываться на минимальный джентльменский защитный комплект из полного латного доспеха со шлемом – это тоже как-то перебор, сильно задирающий порог входа в фехтование. Где же золотая середина?

Для определения оптимальной защиты следует сначала понять, от чего именно защищаемся. Интуитивно очевидно, что если вы просто фехтуете с ребёнком младшего школьного возраста на игрушечных надувных мечах, то никакой защиты не нужно вообще. С другой стороны, если вы собрались участвовать в бугурте, то туда как раз без чего-то аналогичного латному доспеху даже не пустят.

Защита головы

Armet helmet Margrave Jahn KuestrinОсобняком стоит защита головы, точнее – лица. На лице находится слишком много крайне уязвимых частей тела. Мало кому будет приятно не то что потерять глаз или зуб, но даже быть виновником того, что кто-то из ваших знакомых столкнётся с такой потерей. Поэтому, если вы фехтуете без защитного снаряжения для головы (фехтовальной маски, шлема), то даже при использовании тимбаров следует полностью избегать ударов в голову.

В джентльменских спаррингах без защиты удары в голову как-то «обозначаются», бывает и просто вербально («голова», то есть «я мог атаковать тебя в голову, но не стал этого делать по соображениям безопасности»). Если доверие партнёров друг к другу достаточно высоко, то они могут даже обозначать атаку в голову движением, то есть атакой в сторону головы с последующим контролем собственного удара и отдёргиванием оружия даже с риском в свою очередь пропустить атаку, лишь бы не задеть товарища в уязвимое место.

К сожалению, подобный подход приводит к дегенерации техники: вы привыкаете, что защищаться от ударов в голову не нужно и просто не умеете это делать. Проблема остаётся даже если удары в голову обозначаются облегчёнными атаками и нуждаются в отбивании, так как вы привыкаете к тому, что удар в голову можно отбить лёгким, непринужднным движением – ведь он никогда не бывает мощным.

Поэтому в любой группе, занимающейся фехтованием, как минимум часть времени следует уделять фехтованию в шлемах или масках. При этом существует чёткое правило, сформулированное из жизненного опыта: нельзя начинать тренировку со спаррингов с защитой головы, а заканчивать спаррингами без защиты головы – будут травмы. Наоборот – сколько угодно.

Некоторые любители фехтования вообще не мыслят процесс без защиты головы, а другие, напротив, не соглашаются надевать на себя шлемы и маски. У тех и у других имеются аргументы, достаточно справедливые. Спорить при этом бесполезно, так как Адепты Голой Головы и Последователи Закрытого Шлема просто занимаются различными вещами, хотя и то и другое – фехтование.

Нелюбители защитного снаряжения находят в фехтовании нечто почти духовное, сродни «беседам» из романа Олди «Путь меча». Для них часто важнее процесс, чем результат. Они не стремятся побеждать любой ценой, им просто нравится вдумчиво фехтовать и, в перерывах, общаться с единомышленниками на различные темы. Или им просто пока не прилетало в голову достаточно больно.

Люди, предпочитающие фехтовать в шлемах или масках, часто в большей степени ориентированы на победу. Для них психологически некомфортно постоянно думать о том, как бы не травмировать лицо партнёра. Они предпочитают сражаться на большей скорости и полагаются на рефлексы, а не на размышления о текущем моменте. Или им уже прилетело в голову достаточно больно.

В дальнейшем подразумевается, что голова закрыта соответствующе случаю. Нет никакого смысла даже в лёгком защитном снаряжении без шлема или фехтовальной маски.

Классы защитного снаряжения

Привычная многим поклонникам компьютерных (и не только) ролевых игр система классов доспехов, деления их на лёгкие, средние и тяжёлые, в общем, не так уж плоха. Другое дело – что к чему относить.

Минимальное защитное снаряжение

jissen-subamegaishiЭто даже не лёгкие доспехи. Минимальное защитное снаряжение годится только для дружеских спаррингов не на полной скорости, и служит оно только для защиты от случайных ударов при потере контроля.

Состав: минимально – перчатки (с пальцами). Опционально – защита лица фехтовальной маской или шлемом, закрывающим лицо. Так же к этой категории относится плотная зимняя одежда, хотя в некоторых случаях она действительно может считаться за лёгкие доспехи. Проблема только в том, что если куртка + свитер действительно от чего-то защищают, то джинсы с подкладкой – вряд ли.

Лёгкое защитное снаряжение

P-Jacket-2В играх под лёгкими доспехами чаще всего имеются в виду различные магические робы и прочие тряпки. Защищают они плохо, но дают какие-то преимущества в чудотворстве. В реальной жизни с этим сложнее, поэтому нужно понимать, что красивое платье со стразами – это вообще не защитное снаряжение. Хотя мало кто этого не понимает, конечно.

К лёгким доспехам я отношу защиту, которая способна защитить от ударов в полную силу и скорость, нанесённых текстолитовым и, возможно, дюралюминиевым оружием. При этом «защитить» не значит «позволить полностью игнорировать удары»: для этого лёгкие доспехи слабоваты, потому что легки, не лишают мобильности и дёшевы. Они всего лишь переводят травмирующий удар в сравнительно безопасный.

Состав: минимально – стёганая куртка, мощные перчатки. Опционально защита локтей и коленей. Далее следует озаботиться защитой ног. Хороший вариант лёгкого доспеха – гамбезон, стёганый «халат», защищающий и верх и низ. Различные элементы кожаного доспеха (наручи, наголенники) почти всегда также могут хорошо дополнить лёгкое защитное снаряжение.

Среднее защитное снаряжение

tumblr_lbqdbrefXX1qe23mao1_500В играх средние доспехи – это, как правило, что-то кожаное. Считается, что представители архетипа rogue (разбойник, вор и так далее – на практике легковооружённый боец с большой подвижностью и всякими хитростями типа ловушек и ударов в спину) все поголовно имеют фетиш на кожу.

К средним доспехам, на мой взгляд, относится снаряжение, позволяющее полностью игнорировать любой попавший в защищённую доспехами часть тела удар деревянного, текстолитового или дюралюминиевого меча. Удар стальным мечом может травмировать владельца среднего защитного снаряжения, но, скорее всего, оно ощутимо поможет в его смягчении. В любом случае, средние доспехи не настолько массивны и прочны, чтобы в них рубиться на стали в полный контакт.

Состав: стёганка и кольчуга (кольчуга без стёганки – лёгкий доспех, бессмысленная и неудобная вещь), разного рода ламелляры (чешуйчатые и пластинчатые доспехи) из кожи и подобных ей материалов (когда-то видел такую штуку из линолеума), некоторые бригандины. Если в лёгких доспехах ноги могут быть не защищены специальным снаряжением, то здесь это бессмысленно. Максимизируется защита кистей, так как жёсткая рубка на текстолите спокойно может привести к переломам пальцев. Разумны усиленные наколенники и налокотники.

Про мифический «кожаный доспех», архетипичную броню разбойника, скажу, когда увижу его воочию. На практике это и сейчас, и в исторические времена было крайне дорогим и бессмысленным удовольствием. Если мы говорим про кожаную кирасу и вообще подобие латных доспехов, сделанных из кожи, то это, конечно, средние доспехи. И никакой особой подвижности по сравнению с более обычными вариантами средней защиты, типа кольчуги со стёганкой, они не дадут.

А если хочется закосить под некоего реалистичного средневекового бандита, то вам нужно обзавестись бригандиной, которая фактически представляет собой куртку, на которую нашиты стальные пластины, поверх которых нашита ещё одна куртка.

Тяжёлое защитное снаряжение

will and philippeЗдесь реальность практически полностью совпадает с играми, за исключением дизайна: никаких красивых шипов и фигурных наплечников выше головы хозяина в реальных латных доспехах быть не должно. Гладкие обтекаемые формы, чтобы максимальное количество ударов превращалось в бессильно соскальзывающие и абсолютно безвредные.

Тяжёлые доспехи, в идеале, должны защищать своего владельца от любых ударов любым тренировочным и игровым оружием, кроме специальных действий, направленных на уничтожение одоспешенного противника. Причём эти действия, насколько мне известно, нигде в современных реалиях нелетального фехтования не применяются. На практике тяжёлые доспехи также будут защищать от любых (кроме тех же специальных) ударов даже боевым, заточенным клинковым оружием. Специальное оружие для пробивания доспехов (булава, топор, клевец, боевой молот), сделанные из стали с заточкой по необходимости, конечно, смогут нанести повреждения обладателю даже тяжёлых доспехов. Но если вы фехтуете в компании, в которой считается нормальным выходить на поле боя с настоящим боевым молотом, то я советую вам пересмотреть жизненные приоритеты.

Состав: латные доспехи, тяжёлые бригандины, металлические ламелляры. Хорошие кольчуги со стёгаными поддоспешниками, если при этом имеются нормальные перчатки, шлем, поножи и так далее – тоже годятся, но надо смотреть по обстоятельствам, может и не хватить.

Принцип равенства

Один из важнейших принципов применения доспехов в современном фехтовании: нельзя, чтобы два поединщика были в разных категориях защиты. Простой пример: фехтовальщик Максим в маске, фехтовальщик Георгий без маски. Получается, что Георгий может бить Максиму в голову, а Максим не может ответить ему взаимностью. Другой пример: Леонид одет в латы, а Савелий – в стёганку. Если бой идёт на текстолите и оба бойца осторожничают, то у Савелия появляется неслабое преимущество по скорости. Особенно если любой, даже лёгкий удар по защищённому латами Савелию трактуется как хит, тогда как в реальности даже если бы меч был стальным и остро заточенным, то никакого толка от таких ударов бы не было. Если же бой идёт на стали и бойцы работают в полную силу, то Савелий может серьёзно пострадать.

Можно в спокойных (не-турнирных, когда победа не принципиальна) условиях как-то фехтовать, находясь в соседних категориях по снаряжению, но проблемы из предыдущего абзаца всё равно останутся.

Что же выбрать?

chainmail bikiniКак обычно, зависит от ситуации. Нужно следовать за коллективом. Если вы приходите в какую-то фехтовальную тусовку, где все используют лёгкое защитное снаряжение, то в латах вы смотреться может будете и круто, но глупо. Аналогично с любым другим раскладом.

Если же у вас ещё нет сложившейся традиции, и вы только начинаете собирать вокруг себя фехтовальную тусовку, либо ищете куда податься, то порекомендую начать с лёгких доспехов или минимальной защиты. Наворотить чего-то сверху вы всегда успеете, если перед боем будете смотреть на противника, его защиту, вооружение и стиль боя.

На мой взгляд, для личного развития именно как адепта боевых искусств, совершенно необходимо практиковать фехтование в минимальной или хотя бы лёгкой защите. Минимальная и лёгкая защита приучает полагаться на ловкость и технику. Потому что если вы будете фехтовать только в тяжёлых доспехах, то у вас, скорее всего, приобретутся специфические и не слишком полезные для бездоспешного боя привычки. Например, скользящий удар вы вообще не будете воспринимать как нечто опасное, а над своими ударами можете потерять контроль, так как в большом числе случаев бой в доспехах подразумевает не учёт хитов, а фактическую неспособность одного из сражающихся продолжать.

С другой стороны, далеко не факт, что сражаясь в минимальной и лёгкой защите вы научитесь по-настоящему сильно бить. Даже если практиковать тамесигири: понятно, что подготовленный удар с удобного направления это одно, а бой – совсем другое. Поэтому я ни в коем случае не говорю о бесполезности тяжёлых доспехов. Это тоже интересно и полезно, но если вы не занимаетесь именно конкретно бугуртами или чем-то аналогичным, подразумевающим постоянное использование тяжёлой защиты, то следует как можно больше облегчать свою защиту. До разумного предела, зависящего от вашего окружения и прочих обстоятельств.

Оставить комментарий