Атака: как научиться наступать

317333-attackНесмотря на то, что стратегически важнее остаться в живых, чем зарубить противника, с тактической точки зрения для победы важна именно атака. Невозможно выиграть поединок, если не атаковать. При этом многие люди, увлекающиеся боевыми искусствами в целом и фехтованием в частности, даже уже с неплохим техническим уровнем, имеют ощутимые проблемы с наступлением и вообще нанесением атак. Попробуем разобраться, почему так происходит и как с этим бороться.

Но перед тем, как углубиться в тему статьи, уточним терминологию.

Атакауровень техники, действие, потенциально приводящее к победе. Непосредственно попытка нанесения удара или укола оружием в тело противника.

Наступлениеуровень тактики, совокупность действий, приводящая к максимизации возможностей для нанесения атак. Достаточно мощное наступление вынуждает противника разрывать дистанцию, отступая, поэтому грамотное наступление обязательно включает в себя сокращение дистанции, сближение для проведения атакующих техник.

Когда речь идёт о тактическом уровне, слово «атака» обозначает мощное, форсированное наступление с реализацией возможностей для нанесения атак. Когда речь идёт о техническом уровне, слово «наступление» обозначает сокращение дистанции с последующей атакой.

Причины не атаковать

Конечно, атаковать нужно не всегда. Существуют целые стили фехтования, основанные на тактическом преимуществе защиты: вы просто выжидаете, когда наступающий противник допустит ошибку и тут же наказываете его за неё.

Проблем у этого подхода три. Во-первых, непонятно, что делать, когда сталкиваются два таких специалиста по защите – никто же из них вообще не будет атаковать. Во-вторых, это просто достаточно скучно, хоть и в какой-то мере эффективно, но вообще такой подход вынуждает, например, просто «расстреливать» вечно обороняющегося противника быстрыми выпадами с максимальной дистанции. В-третьих, в ситуации, когда атаковать именно надо – например, в строю на ролевой игре или против вооружённого более длинным оружием противника – может просто не хватить навыка. Так что объявляем постоянную защиту всё-таки скорее порочной мутацией, хотя и отдаём ей должное как имеющей смысл в ограниченной области применения.

Даже если не брать имено защитные стили, атаковать всё равно нужно не всегда. Бывает, что вы вооружены более длинным оружием и вам есть куда отступать – тогда почему бы и не воспользоваться преимуществами снаряжения? Кроме того, атаковать может быть неразумно тогда, когда вы в первую очередь нуждаетесь в защите. Например, когда вас мощно и продуманно атакуют, и у вас не хватает возможностей ответить контратакой в темп – ничего не остаётся, кроме как отступать и защищаться, ожидая, когда натиск ослабнет, и вот тогда…

Теперь же рассмотрим именно причины, побуждающие не атаковать тогда, когда атаковать надо, а заодно сразу же попробуем понять, что с этим делать.

Не умею

Самый общий случай, типичный для начинающих фехтовальщиков: они могут просто не знать, как вообще следует действовать в той или иной ситуации, и, благодаря инстинкту самосохранения, просто выбирают в качестве своего действия защиту даже тогда, когда можно атаковать. Связано это, чаще всего, с избыточным количеством мыслей в голове, с ощущением потери контроля над ситуацией и нежеланием усугублять хаотичность происходящего. Так же проще: противник атакует, а я защищаюсь. То, что победить его так вряд ли получится – неочевидно, потому что иногда атаки всё-таки наносятся, по остаточному принципу.

Что с этим делать: учиться. Нужно понять и принять следующую мысль: сражение – это страшно, и только с помощью атаки можно быстро его закончить, перейдя в состояние мира и покоя. Необходимо нарабатывать связки парирование-контратака и блок-контратака, а затем переходить к изучению атак в более быстрый темп, то есть атаковать непосредственно защитным движением и атаковать вообще без контактной защиты, уклоняясь от вражеского удара. После того, как защита стилем черепахи, прячущейся в своём панцире, превращается в защиту стилем дикобраза, который хоть и прячется, но при этом сразу же наказывает нападающего иголками, нужно учиться брать инициативу и переходить в постоянное наступление. Об этом ниже.

Боюсь получить удар

Совсем понятный случай, объяснять тут нечего.

Что с этим делать: переставать бояться. Для начала можно попробовать максимально обезопасить процесс, усилив защитное снаряжение и/или ослабив травмоопасность атакующего. Для этого можно надеть доспехи и/или использовать тимбары.

Замечу, что тимбары нужно использовать ограничено, так как фехтование на них приводит к постепенной, но очень глубокой девальвации эффекта пропущенного удара. «Ну пропустил, ну и что?» Поэтому, если вы не занимаетесь именно фехтованием на тимбарах, но хотите использовать их в качестве вспомогательного снаряжения для получения каких-то дополнительных навыков на вашем основном, более реалистичном тренировочном оружии, то не увлекайтесь.

Так что остаётся защитное снаряжение, при этом, конечно, любой удар в маску или доспехи трактуется как пропущенный удар в тело. Но они же становятся гораздо менее страшными, поэтому можно начинать пробовать рисковать. А дальше, с накоплением опыта, выяснится, что удары вы пропускаете всё реже и реже, да и пропущенные уже не так и страшны – и можно будет потихоньку избавляться от излишних доспехов, если на то будет ваша воля.

Боюсь нанести удар

Многие люди идут заниматься фехтованием в том числе для коррекции собственного воспитания, которое в наше время нередко оказывается излишне сковывающим. Не то чтобы я предлагал всем жизнерадостно забить на осторожность, нет. Но если вы в спокойном спарринге, слегка ткнув бокеном или, того хуже, тимбаром своего партнёра в плечо или бок, сразу же рефлекторно извиняетесь или чувствуете желание это сделать, то у вас есть проблема: вы не разрешаете себе действовать. И проблема эта может влиять на вашу жизнь шире и глубже, чем вам кажется, затрагивая очень даже не только фехтование.

Что с этим делать: научиться отличать ответственность от боязни взять на себя ответственность. Вот тут идеально подходят тимбары. Весёлое и безумное рубилово на мягком, безопасном оружии будит в скованном человеке ощущение свободы. Да, допустим, вам страшно ударить человека бокеном – ведь вы можете его травмировать, а вам этого не хотелось бы. Но тимбаром, если партнёр защищён? Вы можете достаточно быстро понять, что это абсолютно безопасно, если не усердствовать.

Правда, бывает неприятная ситуация, когда боязнь нанесения ударов накладывается на ещё одну-две причины не атаковать. Например, можно ещё бояться получить удар самому (но доспехи и тимбары это дело смягчают), а ещё можно просто не уметь атаковать. Такой комплекс проблем требует и комплексного подхода, лечить нужно всё сразу, по отдельности: сначала, например, отрабатываем связки и темп на нормальном оружии, затем с тимбарами лечим страхи.

Нужно понимать, что если у вас такие непростые тараканы в голове, то понадобится определённое время на их изгнание. При этом вы, скорее всего, испытаете не самый приятный эффект: люди, с которыми вы вместе начинали учиться, почему-то внезапно обойдут вас и, возможно, даже будут пытаться вас чему-то научить. Отнеситесь к этому с пониманием. Поскольку вы стартовали с тараканами, а они – без, у них, фактически, была определённая фора. Тем больше удовольствия вы получите, когда их догоните и сможете фехтовать со своими однокашниками на равных на достаточно высоком уровне. Дальше, кстати, может и обогнать удастся, ведь вы, догнав человека, у которого была фора, фактически разогнались до большей скорости обучения, так и зачем же тормозить?

Не хочу

Самый тяжёлый случай. Вы можете уметь атаковать и контратаковать, вы можете не бояться пропустить удар (ну, в разумных пределах) и спокойно наносить атаки, но при этом, даже когда вы видите, что можете атаковать – вы просто не делаете этого. Ещё хуже, когда нежелание сочетается с другими причинами не атаковать, особенно – с боязнью получить удар.

Почему так бывает? Допустим, вы участвуете в тренировочном спарринге со своим партнёром-приятелем. Он открылся, вы можете нанести атаку. Вы знаете, что можете нанести атаку, вы способны её нанести, вам ничто не мешает. Но вы этого не делаете, потому что… вы и так её уже мысленно нанесли. Даже если партнёр не в курсе, для вас это не важно, так как вы вряд ли честолюбивы. Оно вроде бы и неплохо, да?

Нет. На самом деле, получается, что вам просто лень. И вот почему это плохо.

  1. Вы не помогаете своему партнёру развиваться. Он даже и не знает, что открыт.
  2. Вы развиваете у себя порочные привычки. В поединке, имеющем значение (турнир, реальный бой) они легко могут сыграть, и вы просто не станете атаковать, хотя могли бы.
  3. Вы уменьшаете количество обратной связи на свои действия, притупляете удовольствие от победы, даже ничего не значащей. Понятно же, что противника всегда приятно достать, ощутив собственный успех. А так получается, что вы душите эмоциональную подпитку и вам становится скучнее, чем следует. В результате вы вообще можете отказаться от занятий боевыми искусствами, потеряв очень много возможностей.

Что с этим делать: развивать у себя азарт, охотничьи инстинкты, волю к победе и желание к самоутверждению – в разумных пределах, но о неразумных речи и не идёт, так как у людей, у которых эти черты слишком уж развиты, нежелания атаковать нет. Начните участвовать в минитурнирах, организуя их прямо в своей фехтовальной группе. Можно проводить такой минитурнир каждое занятие. Победитель не получает ничего, кроме желания победить ещё раз, а проигравшие стремятся в следующий раз занять место победителя. Можно даже переходящий приз сделать, или вести статистику, теша честолюбие. При этом минитурниры ни в коем случае не должны замещать обычные свободные спарринги без учёта побед и поражений, так как в противном случае в вашей фехтовальной группе разовьётся конкурентная среда вместо кооперативной.

Кстати, ещё одна причина, по которой у вас может не быть желания атаковать – неуважение к противнику. Вы можете (даже справедливо) считать себя сильнее, и не ощущать необходимости это доказывать. В этом случае нужно искать более сильных противников, либо давать свему партнёру фору, взяв более слабое оружие, выдав ему вдвое больше хитов или сражаясь сразу с несколькими оппонентами.

Способы наступления

berserker_by_gworld-d6sytdpОсновная доминанта поведения у всех бойцов, предпочитающих наступать, такова: если не буду атаковать я, то будет атаковать мой противник, а это нежелательно. Если вы не можете атаковать по одной из перечисленных выше причин, то вам следует, помимо изложенных там же рекомендаций, стараться почувствовать эту мысль, принять её в качестве доминанты собственного поведения.

При этом собственно наступать можно сильно по-разному.

Яростный натиск

Самый прямолинейный из способов наступления. Вы просто движетесь вперёд, нанося множество ударов. Способ хороший, но энергозатратный и опасный, к тому же несколько предсказуемый. Собственно, это все его недостатки, и если удаётся их скомпенсировать хорошей выносливостью, грамотно продуманной защитой и разнообразными атаками, то всё отлично.

Вариант: турецкий пехотинец

Некоторые (многие) фехтовальщики имеют следующий дефект наступления. Начинают они здраво и браво, бросаются на противника и имеют все шансы его заломать. Но, если противнику удаётся поглотить импульс первичного натиска, сжаться в защите и разжаться, подобно пружине, в контратаке, то такие фехтовальщики просто не знают, что с этим делать. Они полностью деморализуются и переходят от активного наступления к пассивной обороне. Соответственно, таким «сильным, но лёгким» бойцам необходимо научиться забирать инициативу из защиты.

Вариант: берсеркер

Части фехтовальщиков в наступлении «сносит башню». Они теряют контроль за силой своего удара и не обращают внимания на удары входящие. В условиях современного нелетального фехтовального моделирования это явно порочный подход: просто возрастает травмоопасность для всех участников действия и никто ничему особо не учится. Избегать берсеркерства нужно, работая с собственной психикой. Иногда помогает пара-тройка полученных травм, но далеко не всегда. Бороться с берсеркерами сравнительно нетрудно, от них надо отступать и мощно их бить.

Выпады и уходы

Красочный и яркий способ наступления, требующий хорошей выносливости и мобильности, а также незаурядного опыта, особенно в плане чувства дистанции. Современное спортивное фехтование, особенно на шпагах, фактически целиком состоит из использования этого наступления и противодействия ему. Вы держитесь на хорошей дистанции, затем выбираете момент и резко её сокращаете, наносите атаку или серию атак, затем разрываете дистанцию и снова кружитесь вокруг цели, выжидая момента.

Прессинг

Мой личный фаворит. Постоянно постепенно понемногу наступаете, вынуждая противника либо пятиться, либо подпускать вас ближе. Сильно давит на психику, так как фехтовальщик, применяющий прессинг, воспринимается противником как медленно и неотвратимо накатывающийся на него каток для укладки асфальта. Рекомендую постараться освоить этот способ наступления и использовать его в качестве поведения по умолчанию. При этом понятно, что можно, когда надо, совместить прессинг с быстрыми выпадами или с мощным натиском.

Атака в защите

Это скорее особая техника, точнее – суть широкой группы техник. Входите своим мечом (или другим оружем, даже щитом, не имеет значения) в контакт с оружием противника, выставленным вперёд. Слегка надавливаете на оружие противника. Затем «слегка» заменяете на «ощутимо» и двигаетесь вперёд, максимально акцентируясь на возможных противодействиях. То есть, если надо, передвигаете своё оружие, защищаясь от попытки контратаки. А потом, когда противник оказывается достаточно близко и его контратака отбита, наносите удар.

Когда вообще можно бить

Rada_Ex_01_lateralБывает, что люди берутся за меч и у них всё хорошо получается. Бывает наоборот. Один из способов усилить свою практику – освоить теорию. Склады ума у всех разные, и хотя кому-то, действующему интуитивно, подобная информация ничем особенно не поможет, но кому-то другому, предпочитающему думать, анализировать, планировать и так далее – очень даже.

За основу классификации взята информация из книги «Спортивное фехтование. Учебник для вузов физической культуры» под редакцией Д.А. Тышлера, Москва, Издательство «Физкультура, образование и наука», 1997 г. Использованная там терминология оставлена как есть, но добавлено ещё кое-что.

Типы атак

Атака основная: начинающая боевую схватку. Здесь нечего объяснять, просто первичная атака, с которой начинается эпизод сражения. Ей же он может и заканчиваться, если противник ошибётся с защитой.

Атака повторная: на противника, защитившегося без попытки ответа, отступлением или уклонением. Этот приём необходимо нарабатывать тем, кто ощущает в себе недостаточную способность к наступлению. Обычный «детский» сценарий выглядит так: Пётр атакует, Виктор защищается, Виктор атакует, Пётр защищается и всё по новой. При этом если Виктор не атакует, то Пётр по привычке может попробовать защищаться неизвестно от чего. А должен пропускать защиту и тут же атаковать ещё раз.

Атака ответная: после контактной защиты на противника, отступающего после неудавшейся атаки. Это как раз атака Виктора из примера выше. Все её знают.

Атака дистанцией: сразу же после короткого уклонения. Если Пётр атакует, а Виктор защищается, уйдя в сторону или вбок, то у Виктора больше инициативы, чем обычно при защите – он может немедленно нанести атаку по Петру, особенно легко в таких случаях поражаются руки.

Атака на подготовку: на противника, приближающегося с целью перехода в атаку. Пётр и Виктор стоят на очень дальней дистанции. Петру нужно два шага, чтобы достать до Виктора. Он делает первый, собирается сделать второй, ожидая, что Виктор сожмётся в защите, но Виктор сразу же после первого шага Петра делает свой шаг с неожиданной для оппонента атакой.

Атака на манёвр: в момент смены стойки противником, либо же при его боковом перемещении. Манёвры типа смены стойки или бокового перемещения совершаются, как правило, при ощущении собственной безопасности. Поэтому, если реакция и скорость позволяют, можно и нужно немедленно сократить дистанцию и поразить противника в момент манёвра, так как готов отразить атаку он не будет. Отдельно следует сказать про боковое перемещение: очень часто недостаточно опытные фехтовальщики пытаются зайти с фланга, пройдя вбок не по дуге, а по хорде. При этом они оказываются ближе, чем на самом деле того хотят. Не ударить их в этот момент, на мой взгляд, является просто неуважением.

Атака в замах: в момент подготовки к атаке или даже в момент самой атаки. Если Пётр телеграфирует атаку замахом или чем-то менее уловимым, то Виктор может просто ударить первым, так как Пётр занят созданием собственной атаки и не думает в этот момент о защите.

Темп

Темп 1: на счёт 2 — «парирование и ответ», два отдельных действия, связанных в комбинацию. Самый простой вариант, наиболее проявленный в варианте меч+щит. Пётр бьёт мечом, Виктор подставляет щит и тут же бьёт мечом, Пётр так же подставляет щит и всё по новой. Без щита, конечно, так тоже можно делать, но с щитом понятнее.

Темп 2: на счёт 1 — «атака в темп», одно действие и защищает и атакует. Чаще используется с достаточно совершенным конструктивно оружием, начиная с эпохи Возрождения, так как значительная доля подобных действий подразумевает принятие неприятельской атаки на свой эфес с одновременным проведением контратаки кончиком клинка.

Темп 3: на счёт 0,5 — «половинный темп», контратака без соприкосновения клинков при защите уклонением. Пётр бьёт, Виктор чуть отскакивает назад и в этом же движении бьёт Петра по вытянутой руке.

Методы обучения наступлению

Помимо уже предлагаемых в статье тех или иных способов научиться атаковать, добавлю ещё несколько проверенных временем учебных приёмов.

Копьё в спину

Начинается спарринг, при этом за спиной человека, у которого серьёзные проблемы с наступлением вплоть до постоянного отступления, встаёт ассистент. Этот ассистент вооружён неважно чем, а задача у него простая: следить за тем, чтобы его подопечный не отступал слишком часто. Когда ассистент считает нужным, он нежно бьёт подопечного в спину, намекая на необходимость вспомнить о наступлении.

Короткое против длинного

Выдаём не умеющему наступать короткое оружие и, возможно, щит, а его оппонента вооружаем чем-то длинным, пусть даже и копьём. Бойцу с коротким оружием вообще ничего не остаётся, кроме как атаковать. Повторяем, пока не начнёт получаться и продолжаем, пока наступление не станет родным и приятным.

Отработка защиты

Нередко атаковать мешает простой и понятный страх того, что «я вот пойду вперёд, а мне как прилетит и всё». Отрабатывайте защиту, чтобы не бояться брать то, что может прилететь. Повысите свою уверенность в том, что атаки вы принимать умеете, и, совмещая с другими способами изучения наступления, переходите в атаку.

Что ещё непонятно?

Если у вас остались какие-то сомнения относительно необходимости и возможности наступления и атаки, то вы можете задать мне любые интересующие вас вопросы. А пока что попробуйте понять, какие проблемы, связанные с атакой, мешают вам развиваться, и займитесь их решением!

Один комментарий

  1. Хельги:

    От граммарнаци — правильно тямбара — я загуглил))
    Так очень классная статья, особенно для новичков.
    Еще бы порекомендовал такое упражнение: первый защищается и движется на противника все время. Противник отступает и постоянно атакует.
    Еще вид атаки — сокращение дистанции. Сокращение дистанции — это сама по себе атака — раньше вы не могли достать друг друга и были в безопасности. Теперь нет. Тот, кто сократил дистанцию — атаковал, даже если он сейчас готовиться блокировать, уворачиваться — все равно — атаковал именно он.

Оставить комментарий