Боевое искусство или спорт

Несколько лет назад мне довелось наткнуться на один интересный тест, предлагающий всем желающим выяснить, чем же они занимаются: спортом или боевым искусством? Оригинал теста располагается на сайте ARMA, ассоциации по изучению боевых искусств эпохи Возрождения. Если вы занимаетесь какой-нибудь разновидностью единоборств, то попробуйте ответить на эти вопросы самому себе. Не занимаетесь — тоже попробуйте ответить, вкладывая в ответы смысл вроде «чего бы вам хотелось» или «что вы считаете правильным». Чем больше положительных ответов, тем ближе вы к боевому искусству и дальше от спорта. Хотя спорт как таковой — дело хорошее, на курсах всё-таки изучается именно боевое искусство фехтования.

Вот, собственно, вопросы.

1. Вы практикуете свою систему как метод самообороны?

Это спортивная дисциплина, предназначенная для побед на соревнованиях, или же фокус в ней на том, как оставаться в живых? Она затрагивает действительно эффективные приёмы или только то, что выгоднее использовать по правилам того или иного турнира? Вы изучаете все возможности по убиению ближнего своего или ограничиваете себя техниками, которые разрешены на определённых турнирах? Вы тренируетесь, «подготавливаясь к реальному сражению», хотя вы понимаете, что оно, скорее всего, никогда не случится, или же для вас это просто игра?

2. Ваши занятия — это обучение или самоцель?

Ваше фехтование направлено на изучение того, как выиграть поединок по очкам или на понимание того, что действительно делает с человеком попавшее в него оружие? Вы сражаетесь в условных поединках только чтобы научиться сражаться в условных поединках, или же для того, чтобы приблизиться к пониманию реального боя? Вообще что-нибудь кроме условных тренировочных или турнирных поединков у вас в системе есть?

3. Используются ли в вашем фехтовании исторически точные реплики холодного оружия?

Ваши мечи сделаны из стали? Их форма, габариты, вес и баланс соответствуют реальным образцам оружия? Или это современные фантазии на тему: легковесные, резиновые, исключительно гибкие и так далее? Настоящее оружие ведёт себя в бою совершенно определённым образом. Чем более приближено к настоящему ваше тренировочное оружие, тем реалистичнее ваша техника и тем лучше вы понимаете фундаментальные принципы и концепции. Каждое отклонение от реальности приводит к огрублению техники. Вы пробовали работать с настоящим оружием? Это важно для понимания того, как именно нужно компенсировать отличия своего тренировочного оружия от настоящего для борьбы с дегенерацией техники.

4. Применяете ли вы все возможные техники?

Вы практикуете приёмы, которые должны использоваться в настоящем смертельном бою, или же вы ограничиваете себя «спортивными», «джентльменскими» или «рыцарскими» ограничениями? Ваша забота о безопасности настолько велика, что вы не утруждаетесь изучениями наиболее смертельных и опасных техник хотя бы в замедленных тренировках? Вы занимаетесь изучением и предотвращением обезоруживаний, захватов и бросков? Умеете ли вы без вреда для себя падать на землю и кувыркаться?

5. Задействуете ли вы обе руки?

Чем занимается ваша свободная рука? Вы умеете использовать её для защиты, захватов меча и руки противника, ударов и обезоруживаний? Готовит ли вас ваша система фехтования к сражению с противником, который сам будет хватать вас за руку, одежду, эфес или клинок? Или же вы предпочитаете использовать выхолощенные стили куртуазного фехтования, в которых традиционно считается, что и у вас и у вашего противника активна только одна рука, удерживающая меч, а второй как бы вообще не существует?

6. Учитываете ли вы возможность сражения с несколькими противниками?

Динамика сражения с группой очень сильно отличается от боя один-на-один. Вы пробовали биться с несколькими противниками сразу? Сражались ли вы с группами, члены которых нападают с разных сторон? Или ваше фехтование изучает только дуэль с одним противником, вооружённым одним оружием?

7. Используете ли вы что-то кроме специальной тренировочной одежды?

Исторически сражение могло произойти в любое время и в любом месте. Вы пробовали драться в не слишком удобных повседневных брюках, в которых обычно ходите на работу? Знаете ли вы, как сильно сковывает движения толстая кожаная куртка и какие конкретно ограничения на подвижность и стиль боя накладывают различные доспехи?

8. Экспериментируете ли вы с окружающей средой?

Сражение не всегда происходит в просторном зале с ровным полом. Пробовали ли вы драться на песке, на мокрой глине, в высокой траве, в воде по колено, в тесном лесу (не на поляне) и так далее? Приходилось ли сражаться в замкнутом помещении? В холмистой местности? Как насчёт групповых «осад замка», в которых нужно сражаться не только с противниками, но и с защитными сооружениями?

9. Вы учитываете возможности по использованию дополнительного оружия?

Совершенно нормальным действием и в Европе и в Азии являлось использование кинжала или короткого меча в паре с основным длинным оружием. Многие традиционные школы фехтования вообще подразумевают именно использование меча и кинжала. Учитываете ли вы этот момент, или ваше фехтование всегда полагается только на один длинный меч?

10. Присутствует ли в вашей технике понятие ближнего боя?

Что происходит, когда фехтовальщики сходятся на ближнюю дистанцию, соприкасаясь уже не клинками, а телами? Бой прекращается, а дистанция искусственно разрывается? Или же в ход идут приёмы рукопашного боя? Понимаете ли вы, что действительно должно происходить в реальном бою в том случае, когда один из бойцов может рукой дотянуться до лица противника? Удары в лицо, тычки в глаза, дёргание за нос или волосы, укусы, удары эфесом — всё это игнорируется или учитывается?

11. Принимаются ли во внимание борцовские техники?

Бывает ли такое, что один боец хватает другого за руку и выкручивает её, лишая противника возможности сопротивляться? Возможны ли броски и подсечки? Умеете ли вы хотя бы сопротивляться им, если уж не говорить о том, чтобы проводить подобные действия самостоятельно? Что происходит, если вас лишили оружия? Знаете ли вы, как продолжать бой в этом случае?

12. Используется ли различное оружие?

Обычно совершенно одинаковые мечи применялись только в запланированных дуэлях. В спонтанных сражениях случалось всякое. Приходилось ли вам сражаться мечом против топора, меча и щита или двуручного меча? Или вы всегда используете парные комплекты одинакового оружия? Может быть, вы уверены в том, что «у кого длиннее меч, тот и победил?»

13. Есть ли понимание разницы между атаками в разные части тела?

Одно дело — ударить в голову, другое — в руку, третье — в живот и четвёртое — в грудь. Учитываются ли возможные эффекты от пропущенных ударов, или же любой пропущенный удар считается одинаково «выводящим из строя»? Вообще, кстати сказать, всё ли тело является ударной зоной, или есть искусственные ограничения? Ваша атака заканчивается после одного удачного удара или же вы понимаете, что далеко не всегда противник, до которого удалось дотронуться мечом, лишается возможности ударить вас?

Когда я только начинал серьёзно заниматься фехтованием, мне довелось проводить спарринги с одним интересным человеком. К сожалению, не знаю ни его имени, ни основного рода деятельности, но, по всей видимости, медицинское образование у него имелось. Хотя, может быть, он просто был правильным энтузиастом. Нередко в наших спаррингах происходили обоюдные поражения, после которых он учинял разбор полётов. Многие из них мне запомнились, приведу один, наиболее показательный. Поединок привёл к тому, что я попал противнику колющим ударом в бедро, а он проехался лезвием мне по груди. Я решил, что тут всё понятно — нога есть нога, а в груди сердце, лёгкие и всё такое. Тут меня ошарашили.

— Ты победил.

— Как так? Я же ударил всего лишь в ногу, а ты меня вон как разрезал?

— Ну смотри. Ты мне совершенно точно распорол артерию. Даже современная скорая помощь далеко не факт что сможет спасти, потеря крови жуткая будет.

— Допустим… Но тогда мы оба друг друга убили, я не победил!

— Ой, да ладно. Максимум, что я смог бы тебе сделать этим ударом — лишил бы тебя левой руки, разрезав грудные мышцы. Удар был режущий, неглубокий, перпендикулярный рёбрам. Жизненно важные органы пострадать не могли.

Аналогичный анализ результатов поединка очень полезен для глубинного понимания происходящего.

14. Занимаетесь ли вы рубкой предметов?

Очень долго можно теоретизировать о том, что и как происходит при том или ином ударе. Но уверены ли вы в том, что ваш удар действительно способен вывести противника из строя? Понимаете ли вы разницу между неглубоким поверхностным порезом и мощным ударом, отрубающим конечность или разваливающим тело противника на две части? Можете ли вы, нанеся щадящий удар безопасным оружием в тренировочном спарринге, определить, что бы на самом деле произошло в бою в данной ситуации? Понимаете ли вы механику взаимодействия лезвия и цели, знаете ли, что нужно учитывать для нанесения действительно мощного удара? Или вы считаете, что нанесение опасных ран острым боевым мечом настолько «просто» и «очевидно», что тренироваться этому совершенно не нужно?

15. Умеете ли вы обнажать своё оружие?

Сражение на мечах не всегда подразумевает готовность и предупреждённость обоих сторон. В Японии именно обнажение меча с моментальным нанесением одного-двух ударов считалось искусством самообороны в мирное время. Фехтованию же уделяли большее внимание профессиональные военные. Ваши спарринги начинаются с подготовки и схождения с дальней дистанции или вы экспериментируете с внезапными атаками и защитами от внезапных атак?

16. Отношение к условным поединкам достаточно серьёзно?

В реальности у нас только одна жизнь. Победа по очкам к реальности отношения не имеет. Пробовали ли вы сражаться с настроем на то, что поражение — это смерть? Или для вас всё это только игра, спорт, а поражение является досадной, но совершенно не страшной потерей? Понимаете ли вы, что меч — это очень страшная штука, что в реальном бою у вас может быть кишка тонка выполнить тот или иной приём? Сомневаетесь ли вы перед броском в атаку, опасаясь того, что противник может вас обмануть и контратаковать?

Оставить комментарий