Интервью с Абе Кейго

Абе Кейго — главный инструктор JSKA (японской ассоциации карате сётокан). В свои 60 с лишним лет этот человек находится в прекрасной форме. Он обладает 8-м даном, а это уже совсем не шутки. То есть, фактически, всё, что он говорит про боевые искусства, можно считать истиной в первой инстанции.

Интервью брал Томас Касал, главный инструктор JSKA США, 6 дан. Перевод — Федерация каратеномичи России, 2004 год. Фотография и текст взяты с сайта этой организации. Курсивом задаются вопросы, ответы же написаны обычным шрифтом. Комментарии ниже, выделенные вот так — мои. Всё остальное — не моё.

— Сенсей, наше интервью затронет множество тем, и перед этим я хотел бы вас поблагодарить за уделённое нам время. Это очень важно для нас.

— Мне исключительно приятно. Я буду очень стараться, отвечая на ваши вопросы.

— Имеете ли вы какое-нибудь отношение к сенсею Фунакоси?

— Нет, он умер прежде, чем я приехал в Токио.

— Каким инструктором был сенсей Масатоси Накаяма?

— Он был очень серьёзным. Мы упорно тренировались; Накаяма-сенсей способствовал не только тому, чтобы мы добросовестно занимались, но также и интеллектуальному развитию. Он хотел, чтобы мы понимали себя и развивали в себе лучшие человеческие качества.

— Был ли у вас какой-либо еще сенсей кроме Накаямы и инструктора сито-рю в детстве?

— Своим сенсеем я зову только Накаяму.

— Не могли бы вы рассказать нам пару воспоминаний о сенсее Накаяме, которые не так известны?

(смеётся) Сенсея Накаяму попросили сыграть в фильме «Джеймс Бонд 5: Живём только дважды», но из-за обязательств, данных ранее, он не смог; он спросил меня, не хотел бы я заменить его. Естественно, мне понравилась эта идея, и я согласился. За две недели работы мне заплатили 3500 долларов. В середине шестидесятых средняя зарплата инструктора карате составляла около 100 долларов в месяц, и мне заплатили даже больше, чем лучшему актеру в самурайском фильме; это был один из лучших случаев в моей жизни, и все благодаря сенсею Накаяме. Он очень любил искусство и художественную фотографию. Его работы выставлялись в профессиональных художественных галереях.

— Изучали ли вы другие виды будо кроме карате?

— Да, я занимаюсь иайдо более 30 лет.

— Вы преподаёте иайдо?

— Да.

— Какую пользу вы получили от иайдо, и как это повлияло на ваше карате?

— На занятиях карате вы не можете убить своего противника, в иайдо — наоборот: всё делается с целью зарубить противника. Эти занятия повышают духовный уровень и ценность жизни. Современное карате потеряло принцип «иккен хиссацу» — убить одним ударом.

> Эта тема ещё будет затрагиваться и раскрываться ниже, но я хотел бы сразу же подчеркнуть два момента. Первый: серьёзное отношение к вопросу изучаемых потенциально смертоубийственных практик приводит к повышению духовного уровня. Второй: изучайте разное, не циклитесь на одном.

— Считаете ли вы, что спортивное карате разрушает дух карате-до?

— Это глубокий и интересный вопрос. Важно чувствовать баланс. Истина, как всегда, посередине: между оздоровлением, спортом, развлечением и будо (жизнь или смерть в реальной ситуации). Технически эти части различны. Вы не должны ошибиться при выборе правильного пути, одного из перечисленных аспектов карате. Оздоровительные занятия карате позволяют бороться с болезнями и продлить активную часть жизни. Настоящая тренировка будо карате приведет к серьёзным травмам для вас и ваших партнеров. Необходимо быть очень осторожным в занятиях будо. Кроме того, вы должны стремиться никогда не применять карате в реальной ситуации. Вы должны развивать интуицию, характер и способность избежать поединка. Тренировка карате как будо не имеет какого-либо применения в нашем обществе. Избежание поединка — вот лучшая самооборона. Если бы вы жили во время войны, где рукопашный бой не редкость, то ваши занятия резко бы изменились. Будем надеяться, это никогда не станет необходимостью. Спортивное карате позволяет достичь недоступного прежде высокого физического уровня без серьёзных повреждений. Здесь очень важно само отношение. Если дух карате разрушается, то это происходит из-за самих людей и их отношения, но не благодаря спортивным состязаниям. Чем бы вы ни занимались, у вас всегда должна быть цель стать лучше. Постарайтесь понять свои сильные и слабые места. Становитесь хорошим, честным, надёжным человеком, воспитывайте свой характер. Это дух карате-до.

> В предыдущем абзаце просто миллион цитат, которые хотелось бы повесить на стенку.

> «Истина, как всегда, посередине»: срединный путь из притчей Шоу-Дао и всё такое: не надо увлекаться крайностями и отдавать предпочтение одной концепции, игнорируя остальные. Это не я сказал, это сенсей Абе Кейго сказал.

> «Вы должны развивать интуицию, характер и способность избежать поединка» и «избежание поединка — вот лучшая самооборона»: да, да и ещё раз да. Основная стратегическая задача боевых искусств как метода выживания в недружелюбном мире — собственно выживание. Один из лучших способов выжить — не сражаться. С трусостью разумная осторожность ничего общего, конечно, не имеет.

> «Постарайтесь понять свои сильные и слабые места»: своим ученикам я уже не первый год говорю то же самое, только не «постарайтесь», а «обязательно осознайте, а затем научитесь использовать сильные и компенсировать слабые».

— Осс. Считается, что Гитин Фунакоси-сенсей был против концепции спортивного карате. Вы сказали, что не тренировались с ним. Но как, по-вашему: что сенсей Фунакоси думал на этот счет?

— Это сложный и противоречивый вопрос. Масатоси Накаяма-сенсей часто говорил о сенсее Фунакоси. Насколько я знаю, Фунакоси-сенсей не был человеком, способным высказать свое мнение так недипломатично. Он понимал, что наше карате будет расти и меняться. Также он понимал, что на карате повлияют люди и разные вещи. Именно поэтому он выбирал слова очень осторожно. Я действительно не знаю, какими были его мысли. Лучше было бы сказать, что они были неизвестны. Фунакоси-сенсей всегда говорил, что очень важно совершенствовать свой характер. Я считаю, мы должны уделять этому особое внимание.

— Чем отличался тренировочный процесс до введения соревнований по ката и сёбу иппон кумите?

— Правила соревнований очень повлияли на наши занятия. Раньше мы занимались кихон, ката, якусоку кумите. Все совершенствовались в перемещениях, защите и контратаках, и казалось, что это будет продолжаться вечно. Старшим поясам это надоедало; они сердились, если получали от младших, и начинали обманывать их. Например, вместо дзёдан ои цуки били мае гери. Много раз это заканчивалось грубой борьбой на полу, почти как в реальной драке. Сёбу иппон принес более чистую и менее надоедливую структуру обучения. Это позволило технике расти и развиваться естественным путем.

> Структуры обучения имеют тенденцию изменяться со временем. От более занудных к более увлекательным. Упорное следование традициям есть нарушение этих самых традиций.

— Сёбу иппон кумите было задумано, когда вы тренировались в хомбу додзё под руководством сенсея Накаямы. Участвовали ли вы в процессе его создания?

— Да, я разработал правила соревнований сёбу иппон так, чтобы поддержать концепцию будо: поразить противника одним совершенным ударом. Получить иппон значило убить противника; техника должна быть исключительной. Противника также можно убить двумя хорошими, но менее совершенными ударами (вадза ари). Сёбу иппон учит занимающегося карате хорошему пониманию и повышенному вниманию, так как нет никаких иных возможностей уцелеть, находясь на волоске от смерти. Мы нуждаемся в том интенсивном умственном и эмоциональном давлении, чтобы оставаться в правильном настроении. Традиционное сёбу иппон кумите также помогает развивать и поддерживать высокий международный стандарт техники.

> Иппон в карате — это сурово. Но правильно. Заметьте: «сёбу иппон учит занимающегося карате хорошему пониманию и повышенному вниманию, так как нет никаких иных возможностей уцелеть, находясь на волоске от смерти». Именно поэтому я и считаю, что фехтование как дисциплина с легко достижимым и ощутимым иппоном исключительно полезна. Это короткий путь.

— Сенсей, правда ли, что ваша семья имеет самурайские корни?

— Действительно, дед моего деда был самураем и мастером дзюдзюцу.

— Рекомендуете ли вы совмещать карате с другими видами будо?

— Много лет назад буси (воины) тренировались в 18 различных видах боевых искусств. Они били руками и ногами, бросали, ломали кости и рубили мечами трупы своих врагов. Не смотря на то, что это звучит варварски, все это было позволено буси для правильного понимания и чувства, что их техника и оружие могут сделать с телом человека. Они также применяли различные виды оружия как верхом на лошади, так и на земле. Поэтому я рекомендую совмещать карате с другими видами будо; вы должны быть знакомы со многими различными видами боевых искусств.

> Я тоже рекомендую. Понимание того, что конкретно анатомия и физиология человека вкупе со свойствами снаряжения способны делать с противниками гораздо важнее следования некоей школе. Не надо отдавать предпочтения одному источнику, закрывая глаза на остальные. Коктейли — наше всё.

— Существуют ли различия в принципах, которые могли бы развить неразбериху у ученика?

— Если боевое искусство изучается правильно, то основные принципы должны быть одинаковыми и соответствовать друг другу. Существует лишь тело человека. Когда я говорю, что занимаюсь многими единоборствами, я не имею в виду, что по понедельникам практикую сётокан, по средам — годзюрю и т.д. Я хочу сказать, что ваш разум должен быть открытым для изучения принципов, техник и методик других стилей.

> Дело в том, что в глубинной основе всех до единого разумных разновидностей боевых искусств, лежат общие принципы. Один из них: «колено может гнуться только назад». Если некая техника предлагает вам нанести удар ногой, согнув колено вперёд, то это неправильная техника, потому что она противоречит анатомическим принципам строения человеческого тела. Вы просто сломаете ногу.

> Всё, что возможно — разрешено.

— Рекомендуете ли вы занимающимся карате сётокан изучать некоторые оригинальные, «окинавские» версии ката, а также другие ката, которых нет в сётокан?

— Конечно, это очень важно. Изучение окинавских ката является обязанностью для «продвинутых» каратистов стиля сётокан. Это позволить уловить и лучше понять эволюцию современного ката. Иначе невозможно достичь того понимания. Многие техники не изменились за последние 40 лет, но ранее карате менялось очень динамично. Вот почему надо изучать старые окинавские ката; эти ката являются окном в прошлое. В каратэ до Второй Мировой войны не было маваси гери. Накаяма-сенсей ввел этот удар, и Мията-сенсей (его кохай) помог ему в этом. Как у Накаямы, так и у Мияты были невероятные по мощи удары маваси гери.

> Вообще самостоятельное изучение боевых искусств самого разного происхождения является обязанностью людей, которые хотят чего-то в этом добиться. Поэтому я и размещаю на сайте видео различных ката. И приветствую, просто-таки требую от учеников поиска других источников, помимо моих собственных слов.

— Современные версии ката очень отличаются от оригинальных. Что вы думаете об этих изменениях?

— С точки зрения применения ката эти изменения не были хороши; с точки зрения биомеханики — изменения очень позитивны. Накаяма-сенсей первым провел научные исследования о области карате и ката в частности. Его открытия позволили развить карате до того уровня, который мы имеем сейчас. Благодаря этому он все еще продолжает учить нас всех.

— Сенсей, вы сказали, что «с точки зрения применения ката эти изменения не были хороши». Не могли бы вы объяснить это?

— Да, конечно. Изначально ката были разработаны для будо. Ката составляли некую библиотеку техник, способных лишить противника трудоспособности или даже жизни. Помните, что многие ката и техники появились в Китае, а Китай участвовал во многих войнах. В конце концов, эти боевые методы попали на остров Окинава, который был охвачен войной. Заметьте, все поединки были рукопашными, и тогда не было «умных» бомб с лазерной наводкой. Воины убивали друг друга лицом к лицу, своими собственными руками. Вы только подумайте: они дрались за свои жизни среди трупов своих друзей. Крик, кровь, убийства — всё это развивало неописуемую ментальную концентрированность воина. Этой концентрированности невозможно достичь, не побывав в условиях ужасающей действительности, лицом к лицу с войной. Техники ката вышли из настоящего боевого опыта, когда было необходимо убивать, и убивать быстро. Но войны настоящего очень отличаются от войн прошлого, и мы не бойцы, которые почти ежедневно убивают кого-то на поле боя. Фунакоси-сенсей разработал карате-до и противопоставил его карате-дзюцу, искусство и философский образ жизни — одним боевым техникам. Он сделал ката физически сложными и сфокусированными на динамике тела и красоте. Это позволило занимающимся сосредоточиться на борьбе с самым опасным противником современности, самим собой. Этот переход от «дзюцу» к «до» был необходим для аккредитации карате в министерстве образования Японии и его преподавания в школах. В результате на сегодняшний день карате занимаются миллионы людей; что-то было потеряно, но обретено что-то гораздо большее. В любом случае, будо присутствует в нашем карате. Если вы усердно тренируетесь и глубоко изучаете карате, то поймете, что исконные принципы и техники все еще живы, только выглядят несколько иначе.

> Отдельно хотелось бы выделить вот этот фрагмент текста: «Он сделал ката физически сложными и сфокусированными на динамике тела и красоте. Это позволило занимающимся сосредоточиться на борьбе с самым опасным противником современности, самим собой.» Ката в настоящее время несколько переусложнены. Изучаются не самые эффективные способы немедленного уничтожения противника, а какие-то элементы, показывающие возможности в целом. То есть ката — это лишь один из элементов подготовки, но никак не набор боевого опыта. Без спаррингов — кумите — ничего не получится.

> Предлагаемый мною метод постижения боевых искусств выглядит так: сначала хейкидзюцу — то есть изучение техник будо, жестоких и разрушительных. Потом хейкидо — то есть духовный рост и всё такое прочее, не исключая, конечно, продолжение тренировок в хейкидзюцу. Просто переходить от хейкидзюцу к хейкидо не надо слишком рано. Хотя бы потому, что жёсткие техники изучаются достаточно быстро. Гораздо быстрее различных мягких.

> Посмотрите, например, фильмы Майка Лодеса. Буквально за один день можно подготовить людей, способных держать строй с пиками или щитами, которые умеют сносно стрелять из лука, которые способны сражаться мечами. Вы же не думаете, что в процессе обучения хоть раз произносились такие слова, как «духовность» и «искусство»? Нет, это была вполне себе жесть. Результат — воин за день. Не мастер! Но воин.

> Это вполне возможно и об этом говорю не только я. Просто многие не хотят слышать.

— Очевидно, что использование оружия оказало сильное влияние на формирование наших ката, и мы видели много фотографий, на которых Гитин Фунакоси использовал оружие. Преподавал ли он кобудо в зале Сётокан?

— Я не уверен, но всё же верю в это. Он умер задолго до моего приезда в Токио. Накаяма-сенсей преподавал самооборону против оружия.

— Изучаются ли какие-то философские уроки благодаря физической тренировке ката?

— Да, глубокое изучение ката связано с построением моделей противника, изучением, пониманием человека. Также необходимо понять взаимосвязь кихона, ката и кумите. Концентрация и воображение, изучаемые в серьезных ката, позволяют предугадать мысли и действия противника, а также дают сосредоточенность в жизни. Необходимо изучать это усердно в течение длительного периода времени.

> Ката — отличная вещь, но я их не даю. Почему? Потому что это: а) общедоступная информация; б) изучение ката требует времени. Изучайте ката и/или их отдельные элементы самостоятельно, разбираясь в принципах, по которым они построены. Способность «читать» ката и иные источники, необходимую для дальнейшего саморазвития, я как раз даю. Встраивайте техники различных ката в собственный стиль, будьте готовы использовать их в бою.

— Когда ученики должны начинать изучение бункай?

— Они должны начать эти занятия как можно раньше. Необходимо изучать бункай по мере тренировки ката.

> Бункай — это когда в ката говорится: «а вот можно было бы сделать вот так и на этом бы всё закончилось». Без бункая изучение ката из боевого искусства превращается в странный и бессмысленный танец. Я всегда говорю, что необходимо в первую очередь понимать, что и почему вы делаете.

— Сенсей, следующий вопрос является предметом многих интересных дискуссий. Что такое ки?

(смеётся) Томми, это очень сложный и широкий вопрос. Ки невозможно описать или выразить. Те, кто долго и детализировано дают описание ки, на самом деле не знают, о чем говорят. Ки — это энергия, связанная с расслаблением, дыханием, своевременностью, балансом и намерением. Ки — это комбинация многих компонентов, гармонично работающих сообща.

— Хорошо, вы сказали, что это неописуемо. Но, возможно, мы можем увидеть примеры ки? Мы слышали истории о сенсее айкидо Уесибе, бросающего и опрокидывающего людей, находясь на расстоянии от них. Видели ли вы что-либо подобное?

— Каждый может перенаправить энергию и намерение. Если это сделано правильно, это изменение направления даст очень мощный и драматичный результат. Но я не верю, что возможно опрокинуть противника, не имея непосредственного контакта с ним.

> А я не верю, что Морихей Уесиба на самом деле считал, что он так делает. Некоторые его последователи, впрочем, очень даже могли развить культ из личности действительно выдающегося мастера. Кстати, в молодости Уесиба был весьма суровым мужиком. И ни о каких принципах мягкого ведения боя он тогда не задумывался. Тот же путь — от дзюцу к до.

> И вообще диагноз «я не верю» от настоящего мастера 8-го дана, на мой взгляд, однозначно ставит точку на астральном карате и всех его высокодуховных разновидностях. Нельзя пытаться перепрыгнуть «низменные» физические техники и сразу же заняться возвышенным чудотворством. Не получается так. Если пытаться изучать тонкие техники, граничащие с эзотерикой, до того, как вы освоили банальные методы обращения со своим телом, то получится у вас именно астральное карате, а не сколько-нибудь полезное боевое искусство.

— Можете ли вы описать развитие своей личной энергии ки?

— До 30 лет у меня были лишь физическая сила, скорость и мощь. Но потом я развил в себе «лёгкость прикосновения», и все, особенно кумите, стало проще для меня.

> Здесь я бы зафиксировался не столько на возрасте, сколько на понимании того, что этот человек занимался боевыми искусствами с детства. Грубо говоря — 15-20 лет практики, и только тогда можно заморачиваться «лёгкостью прикосновения». Хотя, конечно, цифры могут отличаться, но путь от дзюцу (сила, скорость, мощь) к до (нечто мистически-эзотерическое, духовное) вполне очевиден. Невозможно сразу же перейти к этой самой духовности, не разобравшись с обыденными способами ведения боя с помощью своих мускулов.

— «Лёгкость прикосновения» — очень интересный способ описания вашего чувства… Что вы думаете о тай чи для занимающегося карате?

— Я считаю, что тай чи — это отлично. Оно учит получать энергию из расслабления, что очень важно каратисту для понимания. Большинство недооценивает мощь расслабленного состояния. У людей была бы более мощная техника и энергичная жизнь, если бы они изучали, как больше расслабляться. Я занимаюсь упражнениями тай чи во время своих личных тренировок; это очень полезно.

> На первом же занятии я объясняю, что тело должно быть максимально расслаблено. И я считаю, что это отлично, что каратист говорит о том, что иная традиция боевых искусств важна для изучения другими каратистами.

— Фунакоси-сенсей говорил, что низкие стойки для начинающих, а высокие — для «продвинутых». Тем не менее, передовые ученики никогда не стали бы развивать силу и технику, занимаясь в высоких стойках, а на соревнованиях или аттестации их даже наказали бы за высокие стойки. Что вы думаете об окинавском карате, высоких стойках с использованием вибрации и о сётокан карате, низких стойках с использованием вращения?

— Хороший вопрос. Я понял, что вы имеете в виду. Вибрация в высоких стойках присутствует в наших занятиях, и каждый должен изучать это. Мы перемещаемся в высоких стойках, когда требуется начать из положения сидзентай (как в самбон кумите), а затем перейти в стойку для защиты и контратаки. Во время такой тренировки вы начинаете из высокой стойки. Вам нет нужды использовать низкую стойку, так как высокая стойка гораздо проще. Всё зависит от ситуации. Необходимо использовать подходящую стойку в зависимости от происходящего в данный момент. В поединке высота стойки естественно варьируется. Для ухода с линии атаки (тай сабаки) лучше высокая стойка, так как она более подвижна. Глубокие стойки обеспечивают лучшую устойчивость благодаря своей форме и низкому положению центра тяжести. Из-за того, что ситуация задает глубину стойки, каратист должен уметь генерировать энергию из стойки с любой высотой. Энергия вибрации приходит только после того, как человек становится экспертом в генерации энергии благодаря вращению в низкой стойке. Это происходит из-за того, что вибрация предполагает гораздо меньшую амплитуду движения. Это одна из причин, почему я поддерживаю тех занимающихся карате сётокан, кто также практикует окинавские ката. Мы должны заимствовать уроки у других стилей и понимать, откуда они берут энергию. Каждый способен создать энергию из вибрации, правильно понимая динамику тела. Повторю, что энергия вибрации развивается долгими годами.

> «Всё зависит от ситуации»: нет неправильных стоек, есть неумение ими пользоваться. И да, нужно заимствовать уроки у других стилей.

— Насколько важно напряжение коленей внутрь или наружу во время тренировки стоек?

(смеётся) Ах… забавные вещи приходят на ум. Популярной ошибкой среди занимающихся сётокан карате является намеренное преувеличение кривизны ног для хорошего внешнего вида стойки. Йоситака Фунакоси, сын Гитина Фунакоси, был немного кривоногим, и его ученики, подражая ему, начали чересчур раздвигать колени наружу. Необходимо сводить колени внутрь в стойках с разведением бедер наружу и разводить колени наружу в стойках со сведением бедер внутрь. Но всё это надо делать естественно, чтобы не возникали проблемы с суставами. На колени должно действовать соответствующее давление внутрь или наружу, чтобы стойки были стабильными и в то же время подвижными.

> Меня тоже забавляет время от времени встречающаяся истерия «ты стоишь не так!!!» Мусаси на этот счёт сказал примерно следующее: «ваша повседневная стойка должна быть вашей боевой, а ваша боевая — повседневной». Стойка должна быть естественной и удобной для выполнения защитных и атакующих действий. Больше она не нужна ни для чего.

— Сенсей, сколько вам сейчас лет, и как часто вы тренируетесь?

— Мне 63 года. Я занимаюсь 4–5 раз в неделю карате и немного работаю с весами в тренажёрном зале.

> Возраст, в принципе, не помеха. Понятно, что если начинать заниматься боевыми искусствами и физкультурой лет в 50, а до этого много пить и курить, то будет очень сложно. Но возможно — не стать чемпионом мира, а просто поправить себе здоровье и постичь то, чего раньше не постигал. Моему отцу сейчас тоже 63, он перенёс инфаркт около десяти лет назад. И ничего, штангу ворочает до сих пор так, что молодые обзавидуются. Хотя он, конечно, всю жизнь занимался боевыми искусствами и физкультурой.

— У вас есть додзё в Токио?

— Я преподаю в спортивном центре. У меня около 200 учеников.

— У вас собственная организация?

— Да, моя организация называется Японская ассоциация сётокан карате (Japan Shotokan Karate Association). Ей всего около года, и все идет очень неплохо.

— Сенсей, задавая этот вопрос, я не хочу проявить неуважение. Поймите меня правильно, я спрашиваю в интересах тех каратистов, которые могли бы захотеть стать членами вашей организации. Итак, чем отличается ваша организация от других, и почему люди вступают в неё?

— В отличие от лидеров других организаций карате, мне не хотелось бы иметь слишком большую ассоциацию. Огромные организации — огромные проблемы. Я хочу иметь небольшую организацию, где я мог бы активно участвовать в жизни каждого, и тогда можно будет достичь высокого качества. На данный момент нет представительств. Я бы хотел избежать любых видов политического напряжения. У меня их было так много, что хватило бы на 10 жизней. Все инструкторы и додзё имеют прямое членство в JSKA Японии. Я понимаю сегодняшние потребности занимающихся карате и изо всех сил старюсь построить неполитическую атмосферу дружбы и доброй воли. У нас современный объективный подход, и мы встречаем каждого, кто хочет усердно тренироваться, глубоко изучать и желает стать активной частью нашей семьи карате.

> Мои цели во многом похожи. Я не хочу участвовать в имеющейся на данный момент в России структуре школ и течений боевых искусств, со всеми её плюсами и минусами. Просто не интересно, лучше займусь тем, что у меня хорошо получается — учить людей. Сотрудничать, впрочем, всегда готов.

— Сенсей, есть ли у вас какие-либо дополнения, которые вы хотели бы сказать читателям?

— Лишь итоговая мысль. Я надеюсь, что мы сможем прийти к искренней дружбе и хорошему сотрудничеству. Мы должны стараться избегать неконтролируемых, агрессивных людей, которые тормозят развитие. Пожалуйста, будьте открыты и относитесь с пониманием к окружающим; помните, что карате развивает человеческие качества. Это позволит вам быть по-настоящему честным и успешным человеком. В таком духе вы будете соприкасаться с жизнями тех, кого встречаете на своем положительном пути.

— Сенсей, спасибо за ваше внимание и мудрость. Мне есть о чём подумать. Я очень ценю ваше терпение.

— Осс!

© Перевод. Федерация каратеномичи России, 2004

Оставить комментарий