Причины победы

Чем определяется, кто победит в поединке? Вопрос кажется настолько наивным, что обескураживает. Но разные люди дадут на него различные ответы, а значит есть о чём поговорить.

Кому это надо?

Уметь побеждать в поединках с достаточной частотой важно для всех фехтовальщиков, но в разной степени. Кто-то амбициозен и хочет стать чемпионом. Кто-то просто хочет быть уверен, что его редко можно достать в бою. А кто-то довольствуется редкими успехами, например из-за того, что все его спарринг-партнёры сильнее.

И да, речь в статье пойдёт о победах в спаррингах, а не в настоящем сражении на мечах. Просто потому, что это актуальнее.

Факторы победы

Что вообще может влиять на вероятность победы? Как ни странно, переменных достаточно мало. Снаряжение рассматривать не будем, хотя понятно, что если спарринг идёт на радикально различном оружии, то оно оказывает очень большое влияние на результат, но это к теме не относится.

1. Удача

LuckПод этим ярлыком можно объединить самые разные внезапные события, предугадать которые было нельзя. Глупые ошибки и случайные успехи, например: боец Аркадий только-только занёс руки для удара, но боец Барклай уже делал выпад и как раз удачно попал – то есть это не тактическая ошибка Аркадия и не гениальное предвидение Барклая, а просто стечение обстоятельств.

На мой взгляд, влияние удачи на исход поединка в серьёзно-турнирных делах необходимо по возможности исключать. Поэтому бессмысленно пытаться выяснить, кто из двух фехтовальщиков сильнее, предлагая им «реалистичную» дуэль до первого хита или что-то вроде того. Повезти может любому, а реально выяснить расклад рангов между конкретными фехтовальщиками можно только когда они сами понимают, кто из них сильнее, и не обижаются на судей. Это требует достаточного времени, как минимум нескольких спаррингов, желательно с перерывами. Кроме того, при этом важно, чтобы фехтовальщиками двигали не гонор и азарт, а желание выяснить истинное положение вещей на данный момент. Такой подход явно слишком нереалистичен, так что исход любого турнира, завязанного на конкретные поединки, всегда будет зависеть от удачи. Не определяться ей, но зависеть от неё.

2. Правила

Mark Clattenburg, refereeЯ уже высказывался ранее по поводу своего отношения к правилам как таковым, и к их влиянию на развитие фехтования. Вкратце: правила необходимы для развития фехтования как спорта, но они мешают развиваться ему как боевому искусству. Благодаря этому парадоксу можно столкнуться со всякими неприятными эффектами, например:

Боец Святослав тренируется как спортсмен, в рамках определённых турнирных правил, используя преимущественно или даже исключительно спортивное оружие. Боец Иннокентий рассматривает фехтование как боевое искусство, его интересуют всевозможные аспекты реального боя на мечах, многие из которых в спортивном фехтовании либо сглаживаются, либо не присутствуют, либо вообще запрещены правилами. На турнире Иннокентий закономерно проигрывает Святославу, при этом, возможно, даже они оба, будучи приятелями, понимают, что в реальном бою скорее всего Иннокентий бы от Святослава мокрого места не оставил.

Я не хочу перегибать палку и клеймить ересью любые попытки сделать фехтование чем-то привлекательным для широкой аудитории, которой интересен спорт, а не искусство. Просто нужно понимать, чем кто конкретно занимается. Есть и другая крайность: переход из боевого искусства в просто искусство, это когда в фехтовальной дисциплине имеется традиция, богатая теория, мощные комплексы практики, но вообще нет спаррингов. Можно утверждать, конечно, что этого достаточно, что если правильно выполнять ката несколько лет подряд, то кендзюцука будет способен зарубить много кого в поединках, но утверждать вообще можно что угодно. Также существует совсем непобедимая разновидность боевого искусства, основными техниками в котором являются комментарии в интернете, а идея «взять в руки меч и принять участие в спарринге, да или хотя бы попробовать отработать сотню ударов по воздуху» воспринимается в духе Аристотеля, как совершенно излишняя для по-настоящему интеллигентных специалистов по всем вопросам.

Ладно. Итак, у правил варьируются такие показатели как привычность и справедливость. Непривычности как таковой вообще нет в сложившихся спортивных дисциплинах, которыми занимаются профессионалы, а в нашем деле – сколько угодно. Справедливость же – штука крайне субъективная, к которой можно отнести как такие общеспортивные вещи как нечестное судейство, так и специфические для фехтования вопросы из категории «если бы это был настоящий меч».

В итоге по правилам хочу сказать то же, что говорил и в прошлой статье, где был затронут этот вопрос. Если для вас приоритетно добиться конкретных спортивных результатов в той или иной разновидности фехтования, то вы должны следовать правилам как законам природы, использовать только спортивное снаряжение и интересоваться только углублённым изучением именно этого вида спорта. Если же вам ближе подход боевого искусствоведа, но при этом вы хотите участвовать в спортивных турнирах, то отдавайте себе отчёт в том, что вы по определению сражаетесь по чужим правилам.

3. Желание и готовность побеждать

FistИногда также говорят о спортивном азарте – да, это, наверное, примерно то же самое. Речь о том, что некоторые вполне талантливые бойцы просто не имеют то ли мотивации, то ли храбрости, то ли беспощадности (даже если фехтование на тимбарах в защите), то ли силы воли, не знаю. Им не хватает каких-то внутренних психологических ресурсов для того, чтобы разрешить себе попробовать победить.

Для удобства как-то следует назвать этих людей, чтобы не говорить «эти люди», поэтому назовём их плюшевыми, как мягкие игрушки. Замечу, что я ни в коем случае не хочу оскорбить никого из тех, кто узнает себя в этом описании. Более того, я считаю, что если человек обладает проблемой плюшевости, но при этом продолжает заниматься фехтованием, то он каждый день совершает над собой усилия, которые и не снились бравым мечемашцам.

Очевидно, что бой невозможно выиграть без атаки. Плюшевые люди понимают и соглашаются с этим очевидным фактом. Они вообще не дураки и многое понимают, но дальше понимания у них дело не идёт. Просто не атакуют и всё. Не пытаются перехватывать инициативу, навязывать свой рисунок боя, прессовать и наступать.

Что с таким делать? Для начала понять, устраивает ли ситуация. Если устраивает всё как есть, если нравится процесс и не волнует, кто чаще производит касания в дружеских спаррингах, то менять ничего не надо. Если же плюшевость воспринимается её обладателем как личная проблема, и при этом нет желания всё бросить, то с ней надо бороться. А вот как бороться – это уже другая история, достойная отдельной статьи.

4. Мастерство владения оружием

image10Это самый мощный фактор. Если взять фехтовальщика с опытом хотя бы в год и выпустить против него в спарринге, наверное, вообще любого человека, который фехтованием никогда не занимался, то результат предсказуем с очень высокой вероятностью. Искусство побеждает, знания и опыт дадут ответ на любые вопросы, которые попытается поставить в бою новичок.

Казалось бы, тут можно распушить длинную седую бороду и глубокомысленно изрекать всякое про истинных мастеров и их превосходство, но на практике всё немного проще.

Возьмём, допустим, простой и понятный удар гнева – старый добрый диагональный с правого плеча, разрубающий противника от его левого плеча до его правого бедра. Сколько может существовать ответов на этот удар? Восторженные фехтовальщики среднего уровня закричат: «сколько угодно!» Более опытные же хмыкнут и начнут считать. И вряд ли насчитают более десятка, если не учитывать хитростей с различными комплектами вооружения. Потому что они будут считать то, что действительно работает, то, что можно реально делать с целью получения осмысленного результата, а не вообще всё подряд.

Если справедливо предположить, что на каждое действие существует примерно с десяток адекватных возможных противодействий, то число реально используемых техник резко ужимается от необъятного «что-то в районе бесконечности» до скромного «около сотни, может двух». А сотня или две сотни приёмов – это вполне осязаемый набор. Особенно если учесть, что они во многом друг друга повторяют и, что более важно, они логичны. И становится понятно, что рано или поздно достаточно опытный и умный фехтовальщик будет знать их все. Более того: все достаточно опытные и умные фехтовальщики будут знать все эти приёмы.

Это то, что я называю порогом мастерства владения оружием. Если вы – талантливый фехтовальщик, и вы постоянно ищете для себя более сильных спарринг-партнёров, соответствующих вашему уровню и превосходящих его, то через какое-то время вы неизбежно упрётесь в этот самый порог: ваши противники перестанут ошибаться в технике. Их атаки будут технически безупречны, они будут своевременно и надёжно защищаться и грамотно маневрировать. Как компьютерные противники в Mortal Kombat II на максимальной сложности: они просто блокируют любую атаку и бьют сразу же, когда знают, что попадут. Утешает лишь то, что вы, как талантливый фехтовальщик, по идее, представляете для своих оппонентов такую же проблему.

5. Скорость и физподготовка

The_Flash_by_Boy_Meets_HeroЕсли не брать какие-нибудь длинные лёгкие рапиры, то мастерство важнее, чем скорость. Если не брать двуручные палицы, то мастерство важнее, чем сила. Выносливость вообще является необходимой составляющей для получения этого самого мастерства, поэтому о ней особенно говорить не приходится.

Пока вы ещё не сражаетесь на пороге мастерства, то для вас гораздо важнее мастерство, чем скорость. Но когда мастерство достигает порога, то всё становится предельно просто: побеждает тот, кто быстрее. Или тот, кто быстрее и сильнее. Скорость, в любом случае, является самой важной частью физкультурной подготовки для высокоуровневого фехтовальщика.

На высоком спортивном уровне мы упираемся в природную одарённость атлетическими способностями и степень их развитости. Если ваш генотип не одарил вас идеальными для определённой дисциплины спортивного фехтования данными и/или если вы не смогли их в достаточной степени развить, то чемпионом вам не бывать. Так устроена жизнь. Но, на мой взгляд, проще и приятнее такие вещи осознавать заранее и ставить реалистичные цели, чем обламывать зубы на самом верху, сталкиваясь с неприятным сюрпризом, с которым вы вообще ничего не сможете сделать.

К счастью, всё не так страшно: благодаря тому, что фехтование – не настолько академическая разновидность единоборств, как греко-римская борьба или бокс, в нём даже на самом верху нет Александров Карелиных и Мухаммедов Али. Хотя, конечно, впечатляющие бойцы и есть, но как раз прелесть в том, что это всё ещё не превратилось в настолько жёстко заоптимизированную деятельность. Любая разновидность современного околоисторического фехтования является спортом в гораздо меньшей степени по сравнению с фехтованием олимпийским или кендо, которые как раз вплотную притёрлись к боксу и греко-римской борьбе. А, значит, в нём сохраняется место для искусства, для гениальных озарений и неожиданных результатов.

Развитие победителя

Несколько дней назад мне удалось поучаствовать в показушно-развлекательных фехтовальных состязаниях с детьми лет эдак 10 в среднем. Фехтовали на тимбарах. Либо дети друг против друга, либо один из нас (опытных фехтовальщиков) против троих детей, при этом мы имели всего по три хита, а дети были условно-бессмертными: после пропущенного удара они должны были досчитать до десяти и возвращаться в игру. Понятно, что рано или поздно они нас выносили, хотя бы потому, что мы давали им эту возможность.

В процессе было сделано несколько наблюдений, которые отлично вписались в общую картину восприятия темы данной статьи. На закуску расскажу о том, что является самым важным для победы на различных уровнях подготовки. И именно в этом порядке следует расставлять приоритеты собственного развития.

Начальный уровень: желание

Когда вы и ваш противник только-только взяли в руки мечи и ещё ничего не умеете, когда ни о каком мастерстве речь вообще не идёт, то победит тот, кто больше проявляет это желание. На вышеупомянутом мероприятии была пара детей лет 7-8, два брата. Один, видимо старший (хотя непонятно, они одного роста и телосложения), в основном неумело (конечно, как же иначе) нападал, а другой так же неумело защищался. Но, поскольку неумелые атаки либо промахиваются и делают ничего, либо попадают и приводят к хиту/победе, а неумелые защиты либо не спасают от хита/поражения, либо задерживают атаку и ничего больше, то побеждал, конечно, более агрессивный.

Так обычно и бывает, но лишь до тех пор, пока на арену не выходит хоть какой-то уровень мастерства. Когда агрессивный удар легко отражается с немедленной контратакой, противник, полагавшийся на свой не подкреплённый ничем натиск, испытывает культурный шок. Именно здесь и начинается искусство.

Средний уровень: мастерство

Когда у вас и вашего противника есть понимание азов обращения с мечами, всё надолго упирается в технику. На одном голом гоноре далеко не уедешь, если, конечно, ему не противостоит совсем уж плюшевый оппонент. Тактически отступить и воспользоваться инерцией телеграфировавшего своё наступление противника не то чтобы очень сложно, научиться вполне реально.

Своих учеников, дошедших до этого уровня, я специально приучаю не полагаться на скорость. В противном случае более одарённые и скоростные из них слишком легко будут побеждать менее везучих, тогда как мастерства у одарённых особенно прибавляться не будет. Через какое-то время расклад развернётся на 180°, когда мастерство у менее скоростного накопится.

Казалось бы оно и нормально, ведь тогда быстрым тоже придётся взяться за ум. Но этот маятниковый путь развития группы приводит к тому, что значительная часть менее одарённых может забросить фехтование из-за встреченных трудностей в начале, а более одарённые так же могут отвалиться от группы позже, когда у них начнутся проблемы с теми, кого они раньше не воспринимали всерьёз. Этот психологический шок похож на аналогичное ощущение, которое могут испытать агрессивные новички, столкнувшиеся с искусством. Но переживается он гораздо тяжелее, потому что шок сбрасывает с какого-никакого, а пьедестала, тогда как на старте обучения всерьёз считают себя способными победить опытного фехтовальщика разве что не самые сообразительные дети.

Поэтому лучше, чтобы все всё понимали сразу же как есть и как должно быть. Пока порог мастерства в группе не достигнут, оно является самым важным фактором победы.

Высший уровень: скорость и так далее

Выше уже всё растолковано.

На мероприятии с детьми и тимбарами очень наглядно удалось почувствовать то, что раньше осознавалось лишь в теории: опытный фехтовальщик может сделать с неподготовленной группой более слабых противников всё что угодно. Конечно, никто из нас не позволял себе использовать физическую силу и кинетическую энергию удара по полной программе против детей. Но в игре возникали короткие эпизоды повышенного риска проигрыша, ведь даже мастерство принципиально всерьёз не использовалось. И в эти эпизоды «спастись» от касаний помогала в основном скорость, мы просто убегали от окружавших нас детей, которые, кстати, далеко не всегда следовали правилам счёта до десяти после полученного ими удара. Также вспоминаются молниеносные выпады, на которые дети просто не могли успеть прореагировать: очень наглядно видно, что если ударить по-настоящему быстро, то не поможет ничего, в том числе и мастерство, которого там, конечно, не было.

Итого

Начали фехтовать? Развивайте в себе «инстинкт убийцы», сохраняя разум, конечно. Стремитесь побеждать в спаррингах, а не просто участвовать в них. Обязательно помните о том, что вам нужно наступать, а если ваш противник наступает на вас, то вам тем более нужно наступать, просто потому, что тогда ему будет не так удобно.

Что-то начало получаться? Развивайте мастерство, обдумывайте оптимальные комбинации стоек и ударов, оттачивайте защиты и атаки, не полагайтесь на скорость: привыкните к тому, что противник быстрее вас и попробуйте что-то с этим сделать.

Достигли успехов, хотите сражаться на высшем уровне? Доведите до конца своё изучение теории, убедитесь, что достигли порога мастерства. Поддерживайте себя на этом пороге и займитесь максимизацией своей физической формы, сделав упор на скорость.

Так сможете побеждать.

Один комментарий

  1. Хельги:

    На высоком уровне еще появляются игры с местоположением, выбором позиции, провокациями и финтами. Никто не идеален — человек не может контролировать себя одинаково в течении всей фазы боя — какой-то момент может просесть — эмоции, дистанция, оценка провокации или финта, оценка скорости и силы атаки. Пока для меня рецепт таков: распознать в чем налажал противник и использовать это. Как можно меньше лажать самому, а противника заставлять усугублять ошибку, пока это не станет для него фатальным.

Оставить комментарий