Контроль боя

tangoТак уж устроен мир, что в парном взаимодействии в подавляющем большинстве случаев один человек ведёт, а другой следует. В танцах, например, это неотъемлемая часть процесса, вполне ожидаемая и приветствуемая всеми участниками. В обучении чему угодно – тоже, есть учитель и ученик. Но когда такая кооперативная парадигма включается в фехтовальном поединке, получается, что ведущий выигрывает, а ведомый проигрывает, помогая своими действиями выиграть партнёру. Думаю, что мало кого из ведомых такая ситуация устраивает. Попробуем понять, как её избежать.

Что делать?

Начинается спарринг. Дистанция – вне сражения, ни вы, ни ваш противник не могут атаковать без наступления вперёд. Что вы будете делать?

Вариантов не так много. Так или иначе, всё сводится либо к наступлению, целью которого является окончание боя, либо к удержанию дистанции, целью которого является затягивание боя. И если мы смотрим на происходящее с такой точки зрения, то становится понятно, что надо всё-таки наступать, если мы хотим именно закончить бой. Даже если противник сильнее. Простое и очевидное правило: если не атакуете вы, то атакуют вас. Про то, как именно нужно наступать, мной недавно уже была написана статья «Атака: как научиться наступать».

Но дело даже не в необходимости атаки как таковой. Дело в том, что у вас должно быть понимание того, что вы делаете сейчас и будете делать дальше. Вам необходим план действий, нужно понимать, чего именно вы хотите добиться от сокращения дистанции, как именно вы собираетесь захватить победу.

Действовать можно активно или реактивно.

Реактивно чаще всего действуют ведомые.

Так, противник стоит следующим образом, сейчас он будет выполнять, скорее всего, вот этот приём, значит я могу защититься вот так и, наверное, атаковать вот сюда.

Ведущие же тяготеют к активным действиям.

Я могу ударить противника туда-то прямо сейчас, для этого мне понадобится такой-то приём, он будет противодействовать этим или иным способом, если способ будет такой, то всё получится, а если вот такой, то придётся отступить и атаковать иначе.

Видите разницу? Ведущий не собирается прислушиваться к плану действий противника и выполнять его. Он сразу же решает, что они оба будут делать: он будет атаковать, противник – защищаться.

Замечу, что на очень высоком уровне мастерства появляется способность очень эффективно предугадывать действия противника. Её применение не стоит путать с реактивностью действий. Мышление читающего выглядит гораздо сложнее.

Противник тяготеет к проведению такой-то последовательности действий, очевидно, рассчитывая на мою определённую реакцию, поэтому я сделаю вид, что прореагирую так, как он хочет, а на самом деле всё испорчу таким действием, которое тут же его достанет. Но всё это я сделаю только тогда, когда он сам, возможно, с моей провокационной подачи, начнёт свою последовательность, и если до этого окажется целесообразным его атаковать в одной из известных мне техник, то я немедленно сделаю это.

То есть здесь мы имеем высокоуровневый активный план, включающий в себя реакцию на активные и реактивные действия противника. У фехтовальщика такого уровня мастерства вообще не возникает вопроса «что делать», он всегда знает, какую именно пьесу именно он в настоящий момент дирижирует. В результате, если мы говорим про затяжные тренировочные спарринги, даже склонный к активным действиям боец менее высокого уровня незаметно для себя «подчиняется» руководству мастера, и начинает плясать под его дудку.

А делать-то что?

По сути, как мы уже выяснили выше, но не до конца сформулировали, есть три уровня активности в бою. Дадим им театрально-киношные названия.

  1. Экстра – реактивно мыслящая жертва. Тот, кем не надо быть. Безымянный противник из массовки, с лёгкостью побеждаемый злодей второго плана из массовки или, в лучшем случае, антагонист, судьба которого – проиграть герою. Образ действий экстры целиком зависит от планов и желаний более активных деятелей, а своего видения боя у них вообще нет.
  2. Протагонист – активно мыслящий герой. Уже неплохо, к этому надо стремиться. Собственно этот человек стремится реализовать свой план и победить, больше о нём и нечего сказать.
  3. doflamingo_by_konvict3d-d7zhwkpРежиссёр – кукловод, учитывающий планы протагонистов и реакции экстр в своём сюжете боя. Тот, кем в принципе нужно становиться, но на это уйдёт много времени. Зачастую понимает мотивы и цели протагонистов и экстр лучше их самих. Обычно действует осторожно, подавляя внутри себя дьявольский смех, но при этом, если ему будет удобно, всегда может выступить как протагонист и просто стремительно провести в действие свой жуткий план, да так, что никто ничего и сделать не сможет.

Если вы видите, что ваш противник действует относительно вас более активно, создавая рисунок боя по своему усмотрению, то с этим нужно что-то делать.

Для начала вам нужно это заметить. Далеко не все фехтовальщики мыслят на таком высоком тактико-стратегическом уровне, предпочитая вариться в реалиях атак и парирований. Так что, когда вы о таком задумываетесь, это уже даёт вам потенциал по достижению более высокого уровня.

Заметить протагониста или режиссёра в своём противнике не так трудно. Если он тяготеет к атакам, причём когда вы отбиваете его первую атаку, за ней сразу же идёт продолжение, крайне неудобное для вас, то он, очевидно, продумывает свой план атаки. Если он предпочитает защищаться, но ваши атаки, даже продуманные и с подразумевающимся продолжением, отражаются и вам приходится защищаться от его контратак, то всё ещё хуже: он продумывает ваш план атаки.

Борьба с протагонистом

superman-wonder-woman-deathstroke-the-5-characters-who-ve-defeated-batman-batman-vs-332543Самый, конечно, правильный способ борьбы с протагонистом – это заманивание его в вашу режиссёрскую ловушку. Но явно не все мои читатели располагают такими личными возможностями. Поэтому действуем более приземлённо.

Не давайте противнику-протагонисту действовать активно. Если он атакует, то стремитесь как можно скорее контратаковать, желательно не один раз. Остановите его атаку и обратите его в бегство. Если он не атакует, то немедленно атакуйте его самостоятельно.

Перечитайте статью «Атака» и выберите один из способов наступления. Замечу, что в один момент времени вы можете либо идти в суровый натиск и наступать до упора, до ближнего боя, либо резко атаковать и уходить на безопасную дистанцию. Совмещение этих двух подходов приводит к печальным результатам, так как у вас, скорее всего, уже не хватит времени отступить после недонатиска, а сам недонатиск не приведёт к качественным результатам.

Следуйте испанскому взгляду на темпы боя. Есть три момента для атаки: до, во время и после действия противника. До действия: противник стоит и ничего не делает, значит нужно его немедленно атаковать. Во время действия: противник начал какое-то движение, значит нужно его немедленно атаковать. После действия: противник провёл атаку, значит нужно его немедленно атаковать.

Обращу ваше внимание на второй момент, который во время действия. Как только вы видите, что противник хоть что-то начал – замахнулся, поменял положение ног, сдвинул клинок – вы тут же, незамедлительно должны его атаковать. Потому что этот момент предпочтительней, чем последний, где атаковать сложнее всего.

Понятно, что ещё лучше атаковать до действия противника, но это не всегда комфортно. Но! После третьего момента для атаки наступает первый. Если уж вы пропустили один цикл «1: противник стоит и ничего не делает – я тоже не буду; 2: противник начал что-то делать – а я посмотрю, что; 3: противник атаковал – я защитился», то зачем пропускать ещё один? После того, как вы защитились, его атака закончилась и вы оказались в самом предпочтительном моменте для атаки.

Видите возможность – бейте. Не видите – увидьте и бейте.

Борьба с режиссёром

one_piece_723__sanji_vs_doflamingo_request_by__by_eguiamike-d7m8ydyЕдинственный стабильный способ победить режиссёра – перестать играть в его сюжет, опустить его до уровня протагониста и просто переиграть технически, в том числе используя приведённые выше рекомендации. Как это сделать? На словах достаточно просто: научитесь вообще ничем и никак не выдавать своих будущих действий. Боритесь с телеграфированием, с лишними замахами и не нужными взглядами на меч, с предсказуемыми комбинациями и так далее.

Попробуйте встать перед зеркалом или попросите товарища заснять вас на видео для дальнейшего анализа. Встаньте в стойку, вообразите перед собой противника. Можете даже попросить ещё одного товарища вам проассистировать. Теперь бейте – а затем смотрите, можно ли по вашему поведению прямо перед ударом предсказать, каким будет удар? Вот стремитесь, чтобы было нельзя.

Когда режиссёру не за что будет ухватиться, когда он не сможет читать вас и предугадывать ваши действия, когда вы научитесь разнообразно отвечать на его действия, не ведясь на манипуляции, тогда ему ничего не останется, кроме как просто пойти и зарубить вас. А это более низкий уровень фехтования, которому проще противодействовать.

Ритм боя

160918_foto1_03Бой как парное взаимодействие тяготеет к ритмичности, к одному из двух стабильных состояний: либо действия идут в противофазе (противник атакует, вы защищаетесь – вы защищаетесь, противник атакует), либо, что реже, в одной фазе (оба атакуют – оба готовят следующую атаку). Первое состояние, противофазное, встречается в разы чаще.

Итак, противник вас атакует. Что делать? Защищаться, да. Окей, отбили атаку, теперь можно самому атаковать. Ну да, конечно, тут он защищается, а теперь будет атаковать…

Вот в последний момент, после того, как противник, привыкший к противофазе, защитился и собирается атаковать, он является наиболее уязвимым. Финт, двойная атака, что угодно – выйдите из ритма «1 – 2, 1 – 2, 1 – 2» и сделайте «1 – 2+3».

С однофазным состоянием всё так же. Противник вас атакует, вы тут же атакуете его, защищаясь от его атаки своей. Атаки гасят друг дружку, вы с ним снова готовитесь атаковать…

А не надо готовиться. Надо рассчитать, что ваша атака будет подавлена действием противника. Вот этот момент взаимного подавления и следует рассмотреть как точку разрыва ритма. Ударили друг друга рубящими ударами и вошли в клинч? Отлично, тут же сделайте укол или захват.

Так что же, чёрт возьми, делать?

Атаковать.

Оставить комментарий