Эволюция клинкового оружия, часть 6

(Предыдущая часть статьи.)

Будущее

Со всей эволюцией клинкового оружия от каменного ножа до современных тренировочных и спортивных мечей мы уже разобрались. Осталось пофантазировать на тему возможного развития мечей в будущем.

Для начала, нужно понять контекст, в котором мечи могут применяться. Вообще вариантов немного, ниже они перечислены в порядке уменьшения вероятности:

  1. Спортивное фехтование любого рода.
  2. Реконструкция исторического фехтования.
  3. Самооборона в мирных условиях.
  4. Внезапный ренессанс длинного клинкового оружия на полях сражений.

Как могут измениться мечи для спортивного фехтования в широком смысле слова? На мой взгляд, снарядам в спортивных дисциплинах необходимы стандартизация, безопасность и оптимизация учёта поражения. Здесь проще всего взглянуть на классическое спортивное фехтование с его электронными датчиками и очень гибкими клинками. Подобная гибкость вряд ли годится для более реалистичного «исторического» фехтования, однако некоторые мысли относительно создания компромиссно безопасных и реалистичных мечей для спаррингов всё-таки есть.

Мечи для спаррингов

Сразу замечу, что это всего лишь набросок, комплекс идей, нуждающийся в отдельной доработке и проверке.

Что такое «мечи для спаррингов»? Это возможный подход к стандартизации тренировочно-спортивного вооружения для реализации исторического («реалистичного») фехтования на базе современных технологий. Помимо стандартизации, мечи для спаррингов должны обладать повышенной по сравнению с обычными репликами безопасностью, но при этом не терять собственно свойства соответствующего боевого оружия. В идеале, меч для спарринга должен вести себя точно так же, как его боевой прототип, но при этом не должен быть способен к нанесению травм.

Принцип различного оружия

Принципиальным моментом в переводе исторического фехтования на спортивные рельсы является сохранение возможности спарринга на различном оружии. В противном случае всё сольётся в классическое спортивное фехтование 2.0. В спочане этот принцип сохранён и это замечательно, так как бой на различном оружии интересен сам по себе. При этом никто не мешает биться и на равном оружии, если хочется – это тоже очень интересно.

Градации оружия

Понятно, что различное оружие по своей природе не может быть равным. Нельзя назвать равным или честным спарринг, в котором один боец обладает только лишь коротким мечом наподобие японского вакидзаси, а его противник вооружён рыцарским мечом и щитом. С другой стороны, сражение между крепким и сильным мужчиной и худенькой девушкой на одинаковых длинных мечах также не выглядит равным, так как у мужчины есть существенное преимущество по силе и скорости благодаря строению его тела.

А хотелось бы, чтобы интересно фехтовать было всем. Поэтому предлагается ввести понятие градации оружия. Оружие одной градации считается равным. В некоторых случаях справедливым является спарринг с применением оружия различной градации, если противники сильно различаются друг с другом физически. Это как бы компенсация, позволяющая вести бой в различных весовых категориях.

Продумывание самих градаций и разработка по возможности честной и интересной системы фехтования на различном оружии находится вне рамок данной статьи.

Эфесы

Как уже было выяснено ранее, эфесы можно разделить на ранние и поздние, либо старые и новые. Старые или ранние – это эфес не сложнее обычной крестовины. Новые или поздние – навороченные конструкции, призванные защитить кисть руки. Ранний эфес не имеет никаких ощутимых преимуществ перед поздним: если взять два одинаковых клинка и на один из них поставить просто крестовину с яблоком, а на другой – корзинку или чашку, то второй будет очевидно удобнее и практичнее практически во всех случаях. Да, некоторые очень специфические фокусы делаются именно крестовиной, но хорошо: оставляем крестовину и добавляем несколько дужек или даже эфес наподобие паппенхеймерских рапир, с двумя тарелками. Таким оружием можно делать вообще всё, что делается мечом с ранним эфесом, при этом рука будет защищена значительно лучше.

Возникает вопрос: а нужны ли вообще ранние эфесы в современном фехтовании, которое мы прямо сейчас, так или иначе, пытаемся выдумать? На мой взгляд, нужно по крайней мере помнить о том, что раньше мечи были с простыми эфесами, и техники фехтования этими мечами отличались от современных. Поэтому таки да, я бы оставил. При этом помним, что меч со старым эфесом практически никогда не использовался без щита, а меч с новым эфесом – оружие более «самостоятельное». И равным будет скорее спарринг, в котором один боец вооружён поздним мечом и только им, а другой – ранним мечом и щитом. Либо, скажем, поздний одноручный рубяще-колющий меч типа сабли против раннего полуторного или двуручного длинного меча. Но никак не рыцарский или каролингский меч против сабли. Не хочу сказать, что невозможно победить противника с саблей, вооружившись только лишь мечом викингов – можно, но сложно.

Другим вариантом отношения с эфесами является регулировка правилами. То есть, например, берётся меч с поздним эфесом, но попавшие в дужку или чашку удары вражеского оружия трактуются как пропущенные попадания в руку. Без видеозаписи это, впрочем, сложно контролировать, да и с ней не всегда получится быть абсолютно уверенным.

Типы клинков

Здесь всё достаточно просто. Мечи бывают одноручными и двуручными. Начнём с одноручных.

Клинок одноручного меча может быть универсальным рубяще-колющим, может иметь склонность к рубке или уколам, и может быть специализирован под рубку или под уколы. Колющая возможность повышается у прямых мечей. Она максимизируется рёбрами жёсткости и снижением гибкости, особенно ближе к острию. Рубящая возможность, напротив, повышается у изогнутых мечей, для которых характерны долы, облегчающие массу сравнительно широкого клинка. С балансом в общих чертах всё понятно: чем больше оружие затачивается под уколы, тем ближе центр тяжести к его носителю и наоборот. При этом нужно понимать, что меч – это всё-таки не топор или булава, и даже у преимущественно рубящего экземпляра центр тяжести будет не на противоположном от носителя конце. Отсюда характерные для многих, но не для всех рубящих клинков уменьшения ширины и толщины клинка ближе к острию.

С двуручными всё абсолютно так же. В Европе они почти всегда прямые или слегка изогнутые, но если смотреть на фехтование шире, то на востоке можно найти очень сильно искривлённые варианты двуручных мечей. Так что типы клинков те же.

Безопасность

Важным моментом при разработке любой спортивной дисциплины является безопасность. Или, по крайней мере, должна являться. Поэтому, например, в отношении специализированных колющих клинков придётся пойти на суровый компромисс: их нельзя делать такими жёсткими, какими они должны быть, в противном случае неизбежны тяжёлые травмы, особенно при уколах на встречном ходу.

Очевидно, что клинки для спаррингов, особенно специально колющие, должны иметь вместо острия затупление, делающее невозможным нанесение колющей раны. Более того, клинок колющего спортивного меча обязан быть гибким, в противном случае укол даже затупленным остриём будет опаснее, чем хороший удар кулаком. Гибкость же позволяет «слить» энергию атаки, перенаправив её в сторону от тела партнёра. Да, конечно, от этого может пострадать техника, и с этим тоже можно бороться – используя достаточно надёжную и, неизбежно, тяжёлую защиту. Которая, в свою очередь, также будет портить технику.

blade-profiles-2Рубящие удары тоже достаточно опасны, особенно в лёгкой защите. Обезопасить их может помочь совершенно неисторичная и наверняка не самая простая в производстве идея: гантельный профиль клинка. Рубящий удар тем опаснее, чем острее меч или, если его не точить, то чем уже его режущая кромка. Значит надо сделать режущую кромку анти-острой. Гантельный профиль – это цилиндрическое утолщение клинка на лезвии, превращающее узкое и острое в широкое и гладкое. Из минусов – страдает аэродинамика, меч ведёт себя несколько не так, как настоящий, и возрастает жёсткость клинка, он не амортизирует при контакте. Таким мечом, конечно, всё равно можно нанести травму, особенно при ударе в незащищённую голову. Но при наличии защитного снаряжения всё становится гораздо веселее – и лучше уж синяк, чем зарубка.

Кроме того, есть ещё одно общее соображение. Допустим, некий настоящий боевой меч обладает клинком определённых пропорций и габаритов, и этот клинок весит – для примера – ровно 1 кг. У этого клинка есть два лезвия и дол. И теперь мы хотим изготовить тренировочно-спортивную реплику, соответствующую данному мечу. Понятно, что мы не можем себе позволить снимать материал для формирования режущих кромок лезвий, но прямоугольный в сечении брусок тех же габаритов, что и оригинальный клинок, будет весить значительно больше. С гантельными утолщениями вместо лезвий – ещё больше. Дол погоды не сделает, он бы мог помочь, если бы у оригинала его не было, но тогда можно было бы утверждать, что получился вообще другой клинок. Что же делать?

Всё очень просто. Плотность стали примерно равна 7,8 г/см3. Плотность титана – 4,54 г/см3, а плотность дюралюминиевых сплавов колеблется от 2,5 до 2,8 г/см3. Если наш стальной прямоугольный брусок получается с массой около 1,5 кг, а гантельный пусть даже с массой в 2 кг, то при изготовлении клинка из дюралюминия масса получится в 2,78 раза ниже и мы спокойно вписываемся в норматив 1 кг, получая меч, который ощущается в руке как оригинальный стальной прототип, но при этом достаточно безопасен для контактного фехтования в хорошей защите.

Про защиту следует высказаться отдельно. На мой взгляд, в современном спортивном фехтовании нет места бою в доспехах, учитывающему доспехи как защиту от поражения. Ситуация, в которой фехтовальщик Михаил наносит удар своему спарринг-партнёру Гавриилу в голову, защищённую шлемом, должна интерпретироваться как результативное попадание Гавриилу в голову. Если же консенсус таков, что Гавриил может ответить на удар в голову в духе «хаха, но у меня же шлем, ты не можешь пробить его рубящим ударом рыцарского меча, не считается», то… То становится непонятно, зачем вообще пытаться фехтовать в данной ситуации.

Победить латника мечом можно, если уколоть его в незащищённую доспехами часть тела. Строго говоря, правильным поведением Михаила в этой гипотетической ситуации должно быть примерно следующее: пожать плечами, пойти вперёд, принять удар Гавриила на доспех, сделать подсечку и добить лежащего противника уколом в глаз. Звучит как-то не очень. Если подсечки запрещены, то надо просто брать клинок на полмеча и колоть в глаз, или же хватать оружие за клинок и лупить яблоком или крестовиной в шлем, пытаясь оглушить или, соответственно, пробить шлем (и череп) импровизированным клевцом. Опять получается как-то не очень. А всё потому, что противодействие латнику вообще не похоже на фехтование. Это особый процесс, более похожий на вскрытие консервной банки, которая при этом сопротивляется. Хм, неплохая завязка для очень трешового фильма ужасов…

Шлемы и прочие защитные элементы – это отлично, это нужно. Доспехи, как историчные, так и изготовленные по современным технологиям, позволяют работать в контакт на полной скорости, а это важно и для фехтовальщиков, и для зрителей. Но при этом попадание по защищённой доспехами части тела должно трактоваться так, как если бы доспеха на ней не было. При этом если изучать фехтование как боевое искусство, а не превращать его в спорт, то можно и нужно также проводить бесконтактные спарринги без защиты, в идеале – на боевом оружии, с целью понять, чем оно отличается от тренировочного. Также можно и нужно отрабатывать и техники доспешного боя, но без суровых спаррингов с уколами в глаз.

Основной вывод из вышесказанного: невозможно полноценно изучать фехтование как боевое искусство, используя лишь один тип учебного снаряжения. Единственный способ сделать это – вести спарринги в полный контакт на боевых мечах, а это, к счастью, мало кого заинтересует. Поэтому приходится постоянно идти на компромиссы. Но это не страшно, если понимать, где именно и на какие именно компромиссы вы идёте, и компенсировать недостатки тренировки в других упражнениях.

Мечи для реконструкции

Здесь сложно придумать что-то новое, потому что это контрпродуктивно. Для реконструкции важна максимальная историчность. В идеале мечи реконструируемой ситуации должны быть сделаны точно по аутентичным технологиям, из правильных материалов и так далее и тому подобное. Понятно, что всё равно приходится идти на компромиссы – например, для реконструкции вряд ли подойдёт дюралюминиевый спортивный меч с гантельным профилем клинка, потому что это «не то». С другой стороны, вряд ли найдётся много желающих участвовать в массовых зарубах на точных копиях боевого оружия, включая заточку.

На мой взгляд, нужно чётко разделить желание размахивать аутентичным мечом и желание аутентично размахивать мечом. Первое – это реконструкция, второе – это боевые искусства и спорт. В реконструкции при максимизации реализма вооружения необходимо минимизировать соревновательную составляющую. Если хотите рубиться в полный контакт с азартом и жаждой победы, то не надо использовать боевые или близкие к боевым мечи. Если хотите рубиться на близких к боевым мечам, то не надо пытаться выяснять, кто круче. Сам процесс фехтования на острых мечах полезен, но при этом необходимо соблюдать максимальную осторожность. На мой взгляд, спарринг на острых мечах должен проводиться вообще без контакта (что очевидно) и, соответственно, без защиты – дабы разделить виды спаррингов.

В спаррингах на аутентичных мечах можно кое-чему научиться. Например, при соединении острые клинки ведут себя несколько иначе, чем тупые: они не скользят, а вгрызаются лезвиями друг в друга. Это вгрызание приводит к более тонкому чувству меча противника, недостижимому при фехтовании на тупом оружии. Если вас волнует фехтование как боевое искусство, то бесконтактные спарринги на остром оружии могут быть вам полезны. Если же вас больше привлекает спортивно-соревновательная составляющая, то они для вас не так уж и важны.

Боевые мечи будущего

Сразу же нужно сделать ремарку: автор понимает, что в современных условиях меч как оружие давно устарел. Тем не менее, очевидно, что меч – штука опасная, и в конфликте на своей рабочей дистанции очень даже эффективная. Поэтому можно пофантазировать на тему «какими бы могли быть боевые мечи, изготовленные на современном уровне развития технологий». В дальнейших рассуждениях я не буду каждый раз талдычить, что это всё условности, фантазия, архаика и так далее.

Итак. У боевого меча в современности и будущем может быть несколько ниш.

  1. Оружие для самообороны, рассчитанное на бой с противниками, не вооружёнными мечами или аналогичным по своей сути холодным оружием.
  2. Оружие для поединка, рассчитанное на дуэль с противником, вооружённым таким же или, возможно, аналогичным оружием.
  3. Оружие для боя, рассчитанное на фехтование с противниками, вооружёнными мечами или их аналогами.

Важный момент, который часто упускают из виду изобретатели, фантазирующие на тему оружия – это удобство его повседневного ношения. Например, нихонто или саблю в соответствующих ножнах носить гораздо удобнее, чем, скажем, двуручный меч или алебарду. Ножны практически не мешают – можно спокойно ходить, бегать, ездить верхом или в общественном транспорте. Обе руки свободны. Такое оружие весит достаточно мало, вырабатывается привычка и его вообще перестаёшь замечать. Тогда как двуручный меч или алебарду при всей их эффективности в бою, каждый день с собой носить просто неудобно – это крупная, громоздкая вещь, которая постоянно занимает как минимум одну руку. Комфорта не добиться, даже если как-то приторочить её за спиной – я пробовал.

Этот момент важен не только для оружия самообороны. Боевые мечи также должны быть удобны и практичны, в противном случае ими никто не будет пользоваться. Уже очень давно боевой меч является оружием вспомогательным. В нашем гипотетическом сценарии он тоже не может быть основным оружием солдата – эту нишу занимает автоматическая винтовка или что-то вроде того. Мечом (в реальности – ножом или штыком) солдат может воспользоваться, если у него закончились патроны или противник оказался очень уж близко. То есть боевой меч – это не двуручник, а опять-таки что-то одноручное.

Самооборонный меч

modern-shashquaДля самообороны мечом от противников, вооружённых не мечами, фехтовать не нужно. Это территория иайдзюцу – искусства мгновенного обнажения оружия и нанесения одного или нескольких ударов сразу на убой. Каким должен быть заново выдуманный меч для самообороны? На мой взгляд, это достаточно лёгкая и не слишком длинная шашка с более развитым эфесом.

Эфес – на всякий случай. Дужка и крестовина сделают оружие значительно более универсальным. Причём выступать они могут не только в защите, но и в атаке, в бою на очень короткой дистанции полезно иметь возможность ударить дужкой подобно кастету. Крестовина прямая, больше выдаётся в сторону истинного лезвия, чем ложного – это компромисс, в котором анатомии и лёгкости отдаётся предпочтение перед симметрией. Меч всё равно однолезвийный. Без щитков и чашки-корзинки можно обойтись, так как с ними оружие становится несколько более громоздким, чем хотелось бы для предмета повседневного ношения. Более того, можно всё-таки обойтись и вообще без развитого эфеса, но получившееся оружие, совсем близкое к шашке, будет чересчур специализированным для атаки. Зато эфес совсем не будет мешаться в повседневной эксплуатации. Получается, что навороченность эфеса этого меча – дело личных предпочтений.

Небольшие габариты и масса оружия призваны обеспечить удобство его ношения и работы в стеснённых условиях, на близкой дистанции – с коня этим мечом рубить не придётся. Длина клинка – около 60 см, достаточная для нанесения мощного рубящего удара и обеспечения преимущества над ножами, но возможны и более длинные варианты.

Клинок в среднем несколько более узкий по сравнению с традиционными шашками, для увеличения скорости даже в ущерб рубящей возможности: в ситуации необходимой самообороны может оказаться предпочтительным не разрубить противника на две части, а просто нанести ему травму, не совместимую с желанием и возможностью продолжать бой. Ближе к рукояти ширина клинка побольше, чем у острия. Заточка полуторная, при этом первая треть или четверть истинного лезвия может быть и не заточена – ей всё равно никто не будет атаковать. В наличии дол на первые две трети клинка. Острие закруглено и заточено, но не сведено в точку: это несколько снижает колющую возможность, но обеспечивает более удобное извлечение меча из раны после рубящего удара. Рубящие удары более интересны в самообороне, так как обладают большим останавливающим эффектом при меньшей летальности.

Оружие носится в ножнах лезвием вверх. Сами ножны могут быть просто заткнуты за пояс, как у нихонто, чтобы не плодить сущности без нужды. Техника работы таким мечом достаточно проста, как и у прототипа-шашки. При необходимости оружие обнажается и на этом же движении наносится первый удар, немедленно переходящий во второй и последующие по необходимости. Для защиты парированиями меч не оптимизирован, но если очень надо, то можно – относительно широкий у рукояти клинок и нормальный эфес это позволяют. То есть «самооборона» этим мечом состоит почти исключительно из нападения. Но оно и к лучшему, отобьёт желание проявлять агрессию к человеку с мечом.

Дуэльный меч

modern-swordПервое, с чем нужно определиться – это правила дуэли. Если правила дуэли подразумевают, что противники всегда вооружены одинаковым оружием, то вообще не важно, какое это оружие. Если же мы рассматриваем ситуацию, в которой может понадобиться сражаться с любителями достаточно различного оружия, вплоть до длинных мечей у особых психов, то можно начинать думать. Однако думать долго не придётся, так как получится всё равно шпага или что-то подобное ей.

Длина клинка и общая масса оружия зависит от возможных противников. Если мы всё-таки закладываемся на вероятность боя с длинным двуручным мечом, то и наш меч должен быть не слишком коротким и лёгким. Если же нет, то можно облегчить оружие. Собственно облегчение и укорачивание нужно в основном для того, чтобы меч опять-таки был удобен в повседневном ношении и не более того. Сравним длинную рапиру и короткую шпагу: это оружие из одной ниши, но короткая шпага предназначена исключительно для дуэлей с короткой шпагой, тогда как рапира – выбор дуэлянта-универсала. При этом рапира, на мой взгляд, является более сильным оружием даже в столкновении с более новой короткой шпагой – при прочих равных, разумеется, и в среднем.

Эфес имеет смысл только максимально закрытый, возможно асимметричный, как у британского палаша 1897 года. Корзинка, надёжно закрывающая руку и минимально беспокоящая при ношении оружия – наш выбор. Также я бы снабдил дуэльный меч достаточно выдающейся крестовиной, слегка загнутой вперёд, для получения дополнительных возможностей по управлению вражеским мечом. За крестовину, находящуюся под чашкой, можно закидывать указательный палец для увеличения контроля над мечом. У особенно длинных вариантов меча может наличествовать достаточно внушительное яблоко грушевидной формы, за которое можно схватиться второй рукой.

Сам клинок – прямой, обоюдоострый, с долом в первой половине и ребром жёсткости в последней трети. Острие сведено в точку. Меч явно колющий, но не лишённый рубящей возможности начисто. Длина, ширина и толщина, как говорилось выше, варьируются в зависимости от возможного вооружения противников.

На клинке этого оружия могут оказаться вполне разумны «рога», которые на двуручном мече германо-швейцарского типа выполняют роль второй гарды. Здесь же их задачей будет дополнительная возможность отклонения вражеского клинка. Конечно, их наличие приведёт к необходимости делать ножны сильно специфической формы, очень широкими в части, прилегающей к рукояти. Поэтому рога скорее подходят для длинных вариантов дуэльной шпаги, предназначенных для работы в том числе против длинного меча.

Опять же, ничего особенного здесь придумать не удалось. Дуэльная шпага – это нечто, колеблющееся между короткой шпагой и рапирой, с добавлением некоторых деталей из других видов оружия. Но более эффективное универсальное одноручное оружие для поединка придумать достаточно сложно. Если оружие уже обнажено, то дуэльная шпага почти наверняка выиграет у гражданской самооборонной шашки.

Боевой меч

modern-sabreСразу же стоит высказаться о возможной защите противника доспехами, способными остановить меч: будем считать, что их нет. Потому что если они есть, то надо либо задумываться о булаве или клевце, либо просто кинуть гранату. Да, какие-то части тела противника могут быть защищены, но в целом проблема пробить доспехи не стоит.

Ситуации, в которых может применяться боевой меч, во многом подобны ситуациям для применения самооборонного меча. Это оружие для ближнего боя, к которому обращаются, когда стрелять по тем или иным причинам нецелесообразно. Обычные примеры: лазутчик, резня в окопе, закончились патроны. Добавим более необычный космический абордаж – стрелять нельзя, так как можно повредить внутренности корабля.

Отличие от самооборонного меча в том, что боевому мечу противостоят другие мечи, в том числе боевые. Также здесь выше вероятность встретить противника, вооружённого длинным мечом или алебардой, чем в случае с дуэльным мечом. То есть придётся повысить возможности по парированию.

Рубить или колоть? И то и другое. Традиционно боевые мечи были в большей степени рубящими, чем в основном колющие гражданские. Исключать укол полностью не следует, так как это очень удобное атакующее действие.

И получается у нас… обычная сабля. С хорошей чашкой, как у абордажной сабли, и удобным средним по длине и массе клинком, как у сабли пехотной. Чашку можно поставить опять-таки от британского палаша, а клинок варьировать в зависимости от ожидаемого вражеского снаряжения.

Заточка у клинка будет полуторная, это не даёт никаких минусов. Острие я бы поставил на линии, проходящей через рукоять, для упрощения уколов. Изгиб клинка, соответственно, вперёд относительно этой линии, а не назад, как у нихонто. Длина клинка может варьироваться примерно от 60 до 90 см – длиннее уже явно неудобно, а короче нет смысла. Можно было бы вообще ставить клинок от гражданской самооборонной шашки, но фехтовать им будет не слишком сподручно – а по нашим условиям задачи противники фехтовать как раз собираются. По хорошему, у боевого меча длина клинка должна быть стандартизирована, но каким должен быть этот стандарт – не знаю. Допустим, скажу я про 75 см, но это всё равно ни на что не повлияет.

А больше-то про боевую саблю и сказать нечего. Здесь нужна практика, полевые эксперименты, оптимизация и перфекционизм – но их нет и, скорее всего, не будет. Поэтому можно не париться и брать любую саблю XIX века.

Лайтсейбр и чейнсорд

Нельзя, обсуждая фантастические мечи, не вспомнить про два самых известных ненаучно-фантастических варианта длинного клинкового оружия.

lightsabers«Звёздные войны» смотрели все или почти все, что такое лайтсейбр – представляет каждый. О технической возможности конструирования этого оружия умолчим, будем считать, что оно есть. Что с ним делать?

Драться надо не так как джедаи, они всё делают неправильно. Лайтсейбром надо не рубить, а колоть. Баланс (вся масса в рукояти) позволяет. Клинок из плазмы или чего там – тем более. Да, я знаю, что существуют притянутые за уши объяснения того, почему джедаи им размахивают как саблей или нихонто, но каноничная атака Дарта Сидиуса с кучей уколов полностью их опровергает. Рубящий удар лайтсейбром возможен, но избыточен – ведь достаточно лёгкого касания, чтобы нанести тяжёлую травму.

Основной недостаток лайтсейбра – опасность для носителя. К клинку вообще нельзя прикасаться, что делает обратный хват, популярный в некоторых играх по вселенной ЗВ, совсем уж полным бредом. Столь излюбленный режиссёрами фехтовальный клинч, то есть соединение клинков, позволяющее противникам встретиться лицом к лицу и мило пообщаться, опасен и со стальными мечами – существует множество простых и элегантных решений этой ситуации, и киношное «давить со страшным выражением лица» к ним не относится. В случае клинча с лайтсейбром всё можно закончить, например, толкнув противника в руку, чтобы его собственный меч упал на его голову. Такой контакт со стальным клинком не опасен, но в случае лайтсейбра всё гораздо грустнее.

Интересная особенность лайтсейбра – возможность его деактивации. Можно, например, ударить противника, провоцируя его на типичную для джедаев жёсткую защиту встречным ударом. Затем, прямо перед контактом клинков, нужно выключить свой меч на долю секунды и снова включить его, уже пройдя линией клинка за оружие противника.

Понятно, что эти и подобные им дырки уже давно «объяснены», но объяснения из категории «джедаи нечеловечески круты и с ними такое не проходит», на мой взгляд, неполноценны. Если они настолько круты, почему же с ними проходят гораздо более простые трюки и, вообще, почему же они так глупо себя ведут фильм за фильмом?

Лайтсейбр – красивая на экране идея, но фехтовать на них практически невозможно. Если рассматривать лайтсейбр как ту же шашку – инструмент для рубки беззащитных противников на близкой дистанции – то всё более-менее нормально. Но фехтовать – нет.

fun-with-the-warhammer-chainsword-dont-try-this-at-home-unless-youre-a-space-marineЧейнсорд, то бишь «chainsword», «цепной меч» – оружие из сеттинга Warhammer 40000. Это гибрид рыцарского меча и цепной пилы (бензопилы, но вряд ли в «Вархаммере» она работает на бензине). Хорошая идея? Да не особенно. Меч – это быстрая и лёгкая штука, которой можно и нужно наносить резкие разрезающие удары. Если цель настолько прочна, что для воздействия на неё нужна цепная пила, то меч тут вообще бессмысленнен. Стоять и радостно пилить танковую броню достаточно глупая идея. Если уж хочется выдумать кинетическое оружие ближнего боя, заточенное на вскрывание толстенной брони, то думать лучше не о мечах и бензопилах, а о копьях или клевцах и отбойных молотках или свёрлах.

Современные технологии

Нередко энтузиасты задумываются о том, чтобы сделать боевой меч не из стали, а из чего поинтереснее. Чаще всего в качестве материала для такого меча называется титан. Что можно сказать про титановые мечи? Да, идея нормальная. Можно делать. Будет легче при сравнимой прочности.

Однако сталь не стоит недооценивать. Современная металлургия позволяет производить мечи, значительно превосходящие по своим базовым свойствам исторические артефакты. Можно сделать более прочный, более твёрдый, более совершенный геометрически клинок. И, что характерно, некоторые кузнецы этим действительно занимаются. Самый известный из них – американец Говард Кларк, специализирующийся на мечах японского типа, более качественных, чем оригиналы.

Не хочу сказать, что старые мечи сделаны из плохой стали. Нередко сталь старых мечей превосходит по качеству то, из чего массово производятся современные реплики. Неудивительно, ведь в стародавние времена от качества меча зависела жизнь, а сейчас не зависит ничего. Но очевидно, что сейчас существуют возможности делать более качественные клинки. Было бы желание, знания и ресурсы.

Нехарактерные свойства

Ещё со средних веков мечи пытались наградить интересными и неожиданными дополнениями в ниндзя-стиле, причём речь не идёт только о японских мечах. Имеются в виду приколы типа встроенного в рукоять однозарядного пистолета или пружинного устройства для метания отравленного дротика.

Основным недостатком всех или большинства таких дополнений является усложнение конструкции оружия, увеличение его массы и уменьшение прочности. То есть если мы действительно собираемся мечом фехтовать и полагаемся на его основное свойство, то подобные приколы будут скорее мешать, чем помогать. Но оставим эту мысль за бортом. Как ещё можно получить «нечестное» преимущество?

Например, вставляем в рукоять конденсатор, который во включенном виде выбрасывает на клинок мощный разряд. Наша рукоять, естественно, полностью электроизолирована. При соединении клинков противник получает хороший удар током, проходящий от клинка через его руки, тело и ноги в землю.

Достаточно простой вариант – перцовая аэрозоль, выпускаемая узкой струёй прямо вдоль клинка. Целимся мечом в лицо, как бы не имея ничего конкретного в виду, и внезапно поражаем противника с нескольких метров аэрозолью, а затем добиваем мечом. Данная конструкция не сильно отличается от прочих традиционных стрелковых приспособлений.

Ещё можно попробовать поиграть с ослеплением. Вставляем в эфес два лазера и видеокамеру, снабжаем их микрокомпьютером с системой распознавания лица и наведением на глаза. Далее очевидно.

Если воспринимать меч с ножнами как достаточно массивный комплекс предметов для самообороны, то можно напичкать меч или ножны различными датчиками, призванными, например, оценивать по запаху и прочим показателям настрой собеседника и вообще уровень опасности. Ножны могут передавать что-то вроде «справа от вас человек, от которого пахнет кровью» или «в толпе слева – человек с признаками, характерными для маньяка-убийцы». Пока что это совсем фантастика, но всё равно забавно.

Наконец, можно снабдить меч автопилотом. Пусть камера на голове носителя меча (более совершенный аналог Google Glass) передаёт компьютеру меча картинку. Компьютер может её обрабатывать и определять, как именно с помощью подвижных частей меча, а то и двигателей, корректирующих положение меча в пространстве, нужно изменить ситуацию для нанесения удара или защиты.

Виртуальные спарринги

Самая лёгкая категория фехтования – с геймпадом в руках. Есть немало игр, в основном консольных, в которых предлагается размахивать виртуальным мечом с целью одержания победы. Можно было бы обсуждать характеристики всех этих игр, начиная с Die by the Sword, заканчивая Soul Calibur и обязательно упомянув Dissidia, Bleach Blade Battlers и Bushido Blade, но не нужно. Понятно, что о реализме и правдоподобии в большинстве случаев речь не идёт, но это и не важно.

Важно то, что делались и продолжают делаться попытки создать виртуальный симулятор фехтования. С развитием технологий эти попытки будут всё более успешны. Возможно, понадобятся специальные устройства ввода, наподобие джойстиков для авиасимуляторов и рулей для гоночных игр. Хотя и стандартные современные геймпады очень неплохи.

Конечно, в идеале хотелось бы на выходе получить экшен-игру, в которой можно стоять перед телевизором, держа в руках геймпады-мечи и размахивать ими, фехтуя с виртуальным или реальным противником через интернет. К сожалению, отсутствие обратной связи сильно ограничивает в возможностях. Современные игровые технологии не дают почувствовать сопротивление противника при соединении мечей.

Однако, если некоторое время читать статьи и блоги, посвящённые развитию технологий и научным прогнозам на ближайшее будущее, а также дать волю фантазии, то можно, например, представить следующее. В нервную систему внедряется имплант, позволяющий избирательно перехватывать сигналы и перенаправлять их с управления реальным телом на управление виртуальным аватаром или, если хочется, роботом. Этот же имплант посылает в нервную систему сигналы, соответствующие данным виртуальных органов чувств, или же датчиков робота. Человек с таким имплантом может напрямую управлять своим аватаром, а два таких человека могут, например, вести виртуальный спарринг на боевом оружии, ничем не отличающийся от реального, кроме последствий.

Можно сказать, что при наличии таких технологий им будет найдено лучшее применение – да, будет. Но будет найдено и худшее. Фехтование же является вполне благородным и полезным занятием, развивающим не только тело, но и разум. Поэтому я уверен, что желающих поучаствовать в подобных виртуальных спаррингах будет немало.

Заключение

Не ожидал, что статья получится настолько объёмистой. Хотелось бы думать, что она оказалась настолько же интересной и познавательной, а также полезной.

Меч был спутником человека с момента начала создания цивилизации. За эти несколько тысяч лет многое изменилось, хотя и не всё настолько, насколько хотелось бы. Например, было бы куда приятнее жить в ситуации мира во всём мире, а не как сейчас. Но лично я предпочитаю надеяться видеть в будущем не постядерный апокалипсис или новые тёмные века, а нечто более разумное и прогрессивное – будущее, в котором местом оружия будут не поля сражений, а спортивные залы и тренировочные площадки, ну и музеи, конечно же. Оружие никогда не сможет уйти из человеческой памяти, да это и не нужно, так как забытое имеет тенденцию возвращаться с неожиданной стороны – за примерами далеко ходить не надо.

Поэтому давайте помнить про оружие, изучать особенности работы с ним и правильно применять его – так, чтобы никто от этого не страдал.

Оставить комментарий