Японский меч: мифы и реальность, часть 1

Вступление

shinto_katana_1700s

Обычный качественный японский меч XVIII века. Достаточно длинный, хорошо сбалансирован. Подходит для среднего самурая.

Мало кого из ценителей оружия японский меч оставляет равнодушным. Одни считают, что это самый лучший меч в истории, недосягаемая вершина совершенства. Другие – что это посредственная поделка, не выдерживающая сравнения с мечами других культур.

Есть и более экстремальные мнения. Фанаты могут утверждать, что катана рубит сталь, что её невозможно сломать, что она легче любого европейского меча аналогичных габаритов и так далее. Ругатели говорят, что катана одновременно хрупкая, мягкая, короткая и тяжёлая, что это архаичная и тупиковая ветвь развития холодного оружия.

На стороне фанатов выступает индустрия развлечений. В аниме, кино и компьютерных играх мечи японского типа нередко наделяются особыми свойствами. Катана может быть лучшим оружием своего класса, а может быть мегамечом главного героя и/или злодея. Достаточно вспомнить пару фильмов Тарантино. Также можно вспомнить о боевиках про ниндзя из 80-х. Примеров слишком много, чтобы их всерьёз упоминать.

Проблема в том, что из-за массированного давления индустрии развлечений у некоторых людей фильтр, призванный отделять реальное от вымышленного, даёт сбой. Они начинают верить в то, что катана – это и правда самый лучший меч, «ведь все это знают». А дальше возникает естественное для человеческой психики желание подкрепить свою точку зрения. И, когда такой человек встречает критику объекта своего обожания, он воспринимает её в штыки.

С другой стороны, существуют люди, которые обладают знаниями о тех или иных недостатках японского меча. На фанатов, безудержно нахваливающих катану, такие люди нередко реагируют изначально вполне здоровой критикой. Чаще всего в ответ – помним про восприятие в штыки – эти критики получают неадекватный ушат помоев, нередко приводящий их в бешенство. Аргументация этой стороны также уходит в сторону абсурда: достоинства японского меча замалчиваются, недостатки раздуваются. Критики превращаются в ругателей.

Так и идёт непрекращающаяся война, с одной стороны подпитываемая незнанием, а с другой – нетерпимостью. В результате получается, что большая часть доступной информации о японском мече происходит либо от фанатов, либо от ругателей. Ни ту, ни другую нельзя воспринимать всерьёз.

Где же истина? Что такое, на самом деле, японский меч, в чём его сильные и слабые стороны? Попробуем разобраться.

Глоссарий

Катана (刀) – поздняя разновидность японского меча, рассчитанная на ношение в ножнах, заткнутых за пояс лезвием вверх. Практически всегда в современных японских боевых искусствах в качестве длинного меча используется именно катана. Также это не точное, но зато всем понятное общее название для всех мечей японского типа. Более верно использовать термин «нихонто», но он не так распространён. Кроме того, иероглиф 刀 может обозначать вообще любой меч. Поэтому не стоит удивляться, если катаной называют например вот это.

Тати (太刀) – ранняя разновидность японского меча, рассчитанная на ношение в ножнах, подвешенных на пояс лезвием вниз. В рамках данного цикла статей никакой разницы между тати и катаной нет: и то и другое – мечи японского типа, исторически создаваемые одним и тем же способом.

Нихонто (日本刀) – меч японского типа в целом. В рамках данного цикла статей слова «нихонто» и «катана» эквивалентны. Когда говорим о катане – подразумеваем нихонто, когда говорим о нихонто – подразумеваем катану.

Синкен (真剣) – буквально «настоящий меч», в противовес безопасным имитациям. Имеется в виду нихонто, которым можно пользоваться по назначению: острый стальной клинок, пригодный для боя или разрубания предметов. Статья посвящена именно им, боевым мечам японского типа.

Гайдзинто (外人刀) – синкен, изготовленный за пределами Японии. Жаргонизм, в официальных текстах не употребляется.

Бокен (木剣) или бокуто (木刀) – деревянная имитация нихонто, используемая для тренировок. Может быть изготовлен из современных материалов типа поликарбоната, но названия и сути это не меняет.

Синай (竹刀) –  бамбуковая имитация нихонто, используемая для тренировок и спаррингов в кендо, спортивном направлении японского фехтования. Также может быть изготовлен из современных пластиков, названия и сути это, опять же, не меняет.

Иайто (居合刀) – металлическая имитация нихонто без заточки, используемая для тренировок в иайдо – технике скоростной атаки с обнажением меча из ножен. Часто делается из дюралюминиевых сплавов, а не из стали. Обычно не подходит для контактного использования.

Добыча железной руды

Сатецу

Сатецу

То, что мечи делаются из стали – не секрет. Сталь – это сплав железа с углеродом. Железо получается из руды, углерод – из дерева. Кроме углерода, сталь может содержать прочие элементы, одни из которых влияют на качество материала положительно, а другие – отрицательно.

Существует немало разновидностей железной руды, такие как магнетит, гематит, лимонит и сидерит. Отличаются они, по сути, примесями. В любом случае, руды содержат оксиды железа, а не железо в чистом виде, поэтому железо из оксидов всегда приходится восстанавливать. Чистое железо, не в виде оксидов и без значительного количества примесей, в природе встречается крайне редко, не в промышленных масштабах. В основном это фрагменты метеоритов.

В средневековой Японии железную руду получали из так называемого железного песка или сатецу (砂鉄), содержащего крупинки магнетита (Fe3O4). Железный песок и в современности является важным источником руды. Магнетит из песка добывают, например, в Австралии, в том числе и для экспорта в Японию, где железная руда давно закончилась.

Нужно понимать, что остальные виды руды не лучше, чем железный песок. Например, в средневековой Европе важным источником железа была болотная руда, bog iron, содержащая гётит (FeO(OH)). Там тоже имеется множество неметаллических примесей, и точно так же их нужно отделять. Поэтому в историческом контексте не слишком важно, какая именно руда использовалась для производства стали. Важнее то, как её обрабатывали до и после выплавки.

Преткновения о качестве японского меча начинаются с обсуждения руды. Фанаты утверждают, что руда из сатецу является очень чистой, и из неё изготавливается весьма совершенная сталь. Ругатели говорят, что в случае добычи руды из песка невозможно избавиться от примесей, и сталь получается низкого качества, с большим количеством включений. Кто прав?

Парадоксально, но правы и те, и другие! Но не одновременно.

Современные методы очистки магнетита от примесей, действительно, позволяют получить очень чистый порошок оксида железа. Поэтому та же болотная руда коммерчески менее интересна, чем магнетитовый песок. Проблема в том, что эти методы очистки используют мощные электромагниты, которые появились сравнительно недавно.

Средневековым японцам приходилось либо обходиться хитрыми методами очистки песка с помощью прибрежных волн, либо отделять крупинки магнетита от песка вручную. В любом случае, если добывать и очищать магнетит истинно традиционными методами, чистой руда не получится. Там останется достаточно много песка, то есть диоксида кремния (SiO2), и прочих примесей.

Утверждение «в Японии была плохая руда, и поэтому сталь для японских мечей по определению низкого качества» неверно. Да, в Японии действительно было количественно меньше железной руды, чем в Европе. Но качественно она была не лучше и не хуже европейской. И в Японии, и в Европе для получения высококачественной стали металлургам приходилось особым образом избавляться от примесей, неизбежно остававшихся после выплавки. Для этого использовались очень похожие процессы, основанные на сварке ковкой (но об этом позже).

Поэтому утверждения типа «сатецу – очень чистая руда» верны лишь в отношении магнетита, отделённого от примесей современными способами. В исторические времена это была грязная руда. Когда современные японцы делают свои мечи «традиционным способом», они лукавят, так как руда для этих мечей очищается магнитами, а не вручную. Так что это уже не мечи из традиционной стали, поскольку используемое для них сырьё – более высокого качества. Оружейников, конечно, можно понять: нет никакого практического смысла использовать заведомо худшее сырьё.

Руда: вывод

Сталь для нихонто, произведённых до прихода в Японию промышленной революции, делалась из грязной по современным меркам руды. Сталь для всех современных нихонто, даже тех, которые куются в самых дальних и аутентичных японских деревнях, производится из чистой руды.

Выплавка стали

Татара.

Татара

При наличии достаточно совершенных технологий выплавки стали качество руды не имеет особого значения, так как примеси будут легко отделены от железа. Однако исторически в Японии, как и в средневековой Европе, таких технологий не было. Дело в том, что температура, при которой плавится чистое железо, равна примерно 1539° C. Реально нужно достигать ещё более высоких температур, с запасом. «На коленке» это сделать невозможно, нужна доменная печь.

Без сравнительно новых технологий достичь температуры, достаточной для расплавления железа, очень непросто. Лишь немногим культурам это было под силу. Например, качественные стальные слитки производились в Индии, а купцы уже везли их вплоть до Скандинавии. В Европе научились нормально достигать нужных температур где-то в районе XV века. В Китае первые доменные печи были построены аж в 5 веке до нашей эры, но за пределы страны технология не вышла.

Про историю чёрной металлургии можно читать долго и с интересом. Но это слишком большая и специфичная тема, выходящая за рамки статьи, поэтому затрагивать её всерьёз не будем.

Традиционная японская сыродутная печь, татара (鑪), была достаточно совершенным устройством для своего времени. С задачей – получением так называемой тамахагане (玉鋼), «алмазной стали» – она справлялась. Однако температура, которую можно было достичь в татаре, не превышала 1500° C. Этого более чем достаточно для восстановления железа из оксидов, но недостаточно для полного расплавления.

Полное расплавление нужно в первую очередь для отделения нежелательных примесей, неизбежно содержащихся в руде, добытой традиционным образом. Например, песок при нагреве отпускает кислород и превращается в кремний. Этот кремний оказывается заточен где-то внутри железа. Если железо становится полностью жидким, то нежелательные примеси вроде того же кремния просто всплывают на поверхность. Оттуда их можно вычерпать ложкой или оставить так, чтобы впоследствии удалить с остывшей чушки.

Плавка железа в татаре, как и в большинстве аналогичных старинных печей, не была полной. Поэтому примеси не всплывали на поверхность в виде шлака, а оставались в толще металла.

Нужно упомянуть, что не все примеси одинаково вредны. Например, никель или хром позволяют получить нержавеющую сталь, ванадий используется в современной инструментальной стали. Это так называемые легирующие добавки, польза от которых будет при очень малом содержании, обычно измеряемом в долях процента.

Кроме того, углерод вообще не следует считать примесью, когда речь идёт о стали, ведь сталь – это сплав железа и углерода в определённой пропорции, как было отмечено ранее. Однако при плавке в татаре мы имеем дело не только и не столько с легирующими добавками типа упомянутых выше. В стали остаётся шлак, в основном в виде кремния, магния и так далее. Эти вещества, равно как и их оксиды, значительно хуже стали по твёрдостно-прочностным характеристикам. Сталь без шлака всегда будет лучше стали со шлаком.

Выплавка стали: вывод

Сталь для нихонто, выплавленная традиционными методами из традиционно добытой руды, обладает значительным количеством шлака. Это ухудшает её качество по сравнению со сталью, полученной с помощью современных технологий. Если взять современную, чистую руду, то полученная «почти традиционная» сталь окажется заметно выше качеством, чем действительно традиционная.

(Продолжение.)

Оставить комментарий