Японский меч: мифы и реальность, часть 4

(Предыдущая часть статьи.)

Разновидности композитной стали

Композитная сталь – это отличное решение, позволяющее из посредственных исходных материалов собрать весьма качественный меч. Существуют и иные решения, но о них поговорим позже. Сейчас разберёмся, где и когда применялась композитная сталь, и насколько эта технология эксклюзивна для японских мечей?

Кельтские мечи

Кельтский меч с антропоморфным эфесом

Кельтский меч с антропоморфным эфесом

До современности дошло достаточно много образцов древних стальных мечей из Северной Европы. Речь о действительно старинном оружии, изготовленного за 400-200 лет до нашей эры. Это времена Александра Македонского и Римской республики. В Японии начинался период Яёй, в ходу были бронзовые клинки и копейные наконечники, появлялась социальная дифференциация и возникали первые протогосударственные образования.

Исследование этих древних кельтских мечей показало, что сварка ковкой использовалась уже тогда. При этом распределение твёрдого и мягкого материала было достаточно разнообразным. По видимому, это была эпоха эмпирических экспериментов, так как не совсем ясно было, какие варианты более полезны.

Например, один из вариантов совершенно дик. Центральная часть меча представляла собой тонкую полосу стали, на которую со всех сторон приковывались полоски железа, формирующие плоскости поверхности и сами лезвия. Таки да, твёрдая сердцевина с мягкими лезвиями. Объяснить это можно разве что тем, что мягкое лезвие легко выправить молотком на привале, а твёрдая сердцевина, сделанная из стали со всё ещё не слишком большим содержанием углерода, удерживает меч от деформации. Или тем, что кузнец был не в себе.

Но чаще кельтские кузнецы просто как попало складывали полосы железа и мягкой стали, или же вообще не заморачивались многослойностью. В те времена было накоплено слишком мало знаний для формирования конкретных традиций. Например, не обнаружено следов закалки, а это очень важный момент в производстве качественного меча.

В принципе, по вопросу эксклюзивности композитной стали для японских мечей можно было бы тут и заканчивать. Но продолжим, тема-то интересная.

Римские мечи

Римские писатели насмехались над качеством кельтских мечей, утверждая, что их отечественные гораздо круче. Наверняка не все эти утверждения базировались только лишь на пропаганде. Хотя, конечно, успехи военной машины Рима в основном были обязаны не качеству снаряжения, а общему превосходству в подготовке, тактике, логистике и так далее.

Композитная сталь в римских мечах, разумеется, использовалась, при этом гораздо более упорядоченно, чем в кельтских. Уже имелось понимание того, что лезвие должно быть скорее твёрдым, а сердцевина – скорее мягкой. Кроме того, многие римские мечи были закалены.

Как минимум один из кузнецов, работавший около 50 года нашей эры, использовал в своём производстве все компоненты совершенной композитной стали. Он отбирал различные сорта стали, гомогенизировал их многослойной отбивкой, разумным образом собирал полоски твёрдой и мягкой стали, хорошо сковывал её в одно изделие, умел закаливать и либо применял отпуск, либо закаливал очень точно, не перебарщивая.

В Японии продолжался период Яёй. До появления там самобытных традиций производства стальных мечей известного нам японского типа прошло ещё около 700-900 лет.

Традиции же производства римских мечей, несмотря на наличие всех необходимых знаний, в начале нашей эры не были совершенны. Не хватало некоей системности, объяснения результатам эмпирических наблюдений. Это была не инженерная работа, а почти биологическая эволюция с мутациями и отбраковыванием неудачных результатов. Тем не менее, принимая всё это во внимание, римляне несколько веков подряд производили весьма качественные мечи. Варвары, покорившие Римскую Империю, переняли и впоследствии улучшили их технологии.

Узорная сварка

Высококачественные современные реплики мечей с узорной сваркой

Высококачественные современные реплики мечей с узорной сваркой

Где-то между 300 и 100 годами до нашей эры кельтские кузнецы разработали технологию так называемой узорной сварки, pattern welding. До нас дошло множество мечей из Северной Европы, изготовленных в 200-800 годах нашей эры в Северной Европе с применением этой технологии. Узорной сваркой пользовались как кельты и римляне, так и, позже, практически все жители Европы. Лишь с наступлением эпохи «викингов» данная мода закончилась, уступив место простым и практичным изделиям.

Выглядят мечи, скованные узорной сваркой, очень необычно. Достаточно легко в принципе понять, как добиться подобного эффекта. Берём несколько (много) тонких прутьев, состоящих из различных сортов стали. Они могут различаться по количеству углерода, но лучший визуальный эффект даёт добавление фосфора в некоторые из прутьев: такая сталь получается белее обычной. Собираем это дело в пучок, нагреваем и скручиваем его в спираль. Затем делаем второй такой же пучок, но спираль запускаем в другую сторону. Обрезаем спирали до параллелепипедных брусков, свариваем их ковкой и придаём нужную форму, сплющивая. В результате после полировки на поверхности меча будут выходить части прутьев то одного сорта, то другого – соответственно, разного цвета.

А вот на самом деле сделать такую штуку – очень сложно. Особенно если вас интересует не хаотичная полосатость, а какой-нибудь красивый орнамент. На самом деле используются не какие-то там прутья, а предварительно пакетированные (с десяток раз сложенные и прокованные) тонкие слои разносортной стали, аккуратно собранные в эдакий слоёный пирог. По бокам итоговой конструкции приковываются прутья из обычной твёрдой стали, формирующие лезвия. В особо запущенных случаях делалось несколько плоских пластин с орнаментом, которые приковывались к сердцевине клинка из средней стали. И так далее.

Выглядело это весьма пёстро и радостно. Технических нюансов, не важных для понимания общей сути, но необходимых для производства реального изделия – очень много. Одна ошибка, один элемент металла не в нужном месте, один лишний удар молотком, портящий рисунок – и всё пропало, художественный замысел загублен.

Но полторы тысячи лет назад как-то справлялись.

Влияние узорной сварки на свойства меча

Сейчас считается, что эта технология не даёт никаких преимуществ по сравнению с обычной качественной композитной сталью, помимо эстетических. Однако, существует один существенный нюанс.

Очевидно, что создание меча, украшенного узорной сваркой, значительно более дорого и трудоёмко, чем изготовление просто обычного меча, пусть даже обладающего полноценной композиционной сборкой, но без всех этих декоративных наворотов. Так вот, это усложнение и удорожание изделия приводило к тому, что кузнецы при изготовлении оружия с узорной сваркой вели себя гораздо более осторожно и вдумчиво. Сама по себе технология никаких преимуществ не несёт, но факт её применения приводил к повышенному контролю на всех стадиях процесса.

Испортить обычный меч не особенно страшно, на производстве всякое бывает, какой-то процент брака допустим и неизбежен. А вот запороть работу, ушедшую в клинок с узорной сваркой – это обидно. Именно поэтому мечи с узорной сваркой в среднем были более качественными, чем обычные мечи, и сама технология узорной сварки к качеству имела лишь косвенное отношение.

Этот же нюанс следует держать в уме, когда речь идёт о любой подобной навороченной технологии, волшебным образом улучшающей качество оружия. Чаще всего секрет не в декоративных хитростях, а в повышенном контроле качества.

Дамаск

Клинок персидского шамшира XVIII века

Клинок персидского шамшира XVIII века

Не секрет, что люди часто употребляют те или иные слова, не понимая их смысла. Например, так называемая «дамасская» или «дамаскская» сталь не имеет ничего общего со столицей Сирии. Кто-то неграмотный когда-то что-то для себя решил, а другие повторили. Версия «клинки из стали такой разновидности пришли в Европу из Сирии» не выдерживает критики, так как сталью такой разновидности в Европе никого не удивишь.

Что же имеется в виду под «дамаском»?

В большинстве случаев – вариации на тему узорного плетения. Совсем необязательно останавливаться на «слоёном тесте» из тонких слоёв стали с различным содержанием углерода и фосфора. Кузнецы в разных частях света придумывали весьма разнообразные способы добиться красивого визуального эффекта на поверхности дорогих клинков. Например, в современности, когда хотят получить «дамаск», обычно не используют фосфорную сталь и мягкое железо, так как эти материалы не слишком-то хороши. Вместо них можно взять нормальную углеродистую сталь и подмешать туда марганец, титан и другие легирующие добавки. Сталь, легированная с пониманием дела и/или по грамотному рецепту, не будет хуже обычной углеродистой, но может отличаться визуально.

Говоря про качество оружия, сделанного из такой стали, вспоминаем про причины высокого качества мечей с узорной сваркой. Дорогие красивые мечи делались внимательно и осторожно. Можно было бы сделать такой же качественный меч из «обычной» стали, без всех этих красивых узоров, но его было бы сложнее продать за очень большие деньги.

Булат

С булатной сталью связано, наверное, не меньше легенд, чем с японскими мечами. А то и больше. Ей приписываются совершенно немыслимые свойства, и считается, что никому не известны секреты её изготовления. Неподготовленный разум при столкновении с подобными россказнями затуманивается и начинает мечтательно блуждать, в особо тяжёлых случаях доходя до идей из разряда «а вот бы научиться делать булатную сталь и изготовить из неё танковую броню!»

Булат – это тигельная сталь, изготовленная в стародавние времена с применением различных хитростей, позволяющих довести железоуглеродную смесь до расплавления и не превратить её в чугун. Тигельная – значит полностью расплавленная в тигеле, керамическом горшке, изолирующем её от продуктов разложения топлива и прочих загрязнений внутри печи.

Это важно. Булатная сталь, в отличие от «обычной», не просто является кое-как восстановленной из оксидов длительным запеканием, как то же тамахагане и прочие старинные разновидности стали из сыродутных печей, а именно доведённая до жидкого состояния. Полное расплавление позволяет легко избавиться от нежелательных примесей. Почти всех.

FeCЗдесь не обойтись без диаграммы железо-углерод. Вся она нас сейчас не интересует, смотрим только на верхнюю часть. Кривая линия, идущая от A до B, а затем до C, указывает на температуру полного расплавления железо-углеродной массы. Не просто железа, а именно железа с углеродом. Потому что, как видно из диаграммы, при добавлении углерода вплоть до 4,3% (эвтектика, «лёгкое плавление») температура плавления падает.

Древние кузнецы не могли разогреть свои печки до 1540° C. Но до 1200° C – вполне. А ведь достаточно разогреть железо с 4,3% углерода примерно до 1150° C, чтобы получилась жидкость! Но, к сожалению, при застывании эвтектичная смесь совершенно не годится для производства мечей. Потому что получится не сталь, а хрупкий чугун, из которого даже ковать ничего нельзя – он просто разбивается на куски.

Но посмотрим более внимательно на сам процесс застывания жидкой стали, то есть кристаллизацию. Вот у нас есть горшок, закрытый крышкой с небольшой дырочкой для отвода газов. В нём плещется расплавленная смесь железа и углерода в пропорции, близкой к эвтектической. Мы вынули горшок из печи и оставили его остывать. Если чуть-чуть задуматься, то станет очевидным то, что застывание пойдёт неравномерно. Сначала охладится сам горшок, затем – прилегающая к его стенкам часть расплава, и лишь постепенно застывание и формирование кристаллов дойдёт до центра смеси.

Где-то возле внутренней стенки горшка возникает неравномерность и начинает образовываться кристалл. Это происходит сразу же во множестве точек, но нас сейчас волнует какая-то одна, любая из них. Легче всего застывает именно эвтектическая смесь, но распределение углерода в смеси не совсем равномерно. А процесс застывания делает его ещё менее равномерным.

Снова смотрим на диаграмму. От точки C линия плавки идёт как направо, к D – точке плавления цементита – так и налево, к B и A. Когда некоторая область застыла первой, можно предположить, что застыла именно эвтектическая пропорция. Кристалл начинает распространяться, «поглощая» легко застывающую смесь с 4,3% углерода.

Но помимо эвтектических областей, в нашем расплаве находятся и области с иной пропорцией, более тугоплавкие. И, если мы не переборщили с углеродом, то скорее это будут именно более тугоплавкие области с меньшим содержанием углерода, чем наоборот. Более того: застывающий кристалл «ворует» углерод из соседних областей расплавленной смеси. Поэтому в результате чем дальше от стенок сосуда, тем меньше углерода будет в застывшей чушке.

К сожалению, если всё сделать вот так как есть, то всё равно получится чугун, из которого не представляется возможным вычленить возможные небольшие области подходящей для ковки стали. Но можно хитрить дальше. Существуют так называемые флюсы или плавни, вещества, которые при добавлении в смесь снижают её температуру плавления. Причём некоторые из них, такие как марганец, в разумной пропорции являются добавкой, улучшающей свойства стали.

Теперь затеплилась надежда! И правильно. Итак, берём железо, полученное до этого в сыродутной печи типа той же татары, которая была у всех подряд. Максимально мелко дробим его. В идеале – доведение до состояния пыли, но этого очень трудно добиться древними технологиями, поэтому как есть. Добавляем в железо углерод: можно использовать как готовый уголь, так и ещё не пережжёную растительную массу. Не забываем правильное количество флюса. Определённым образом распределяем всё это внутри горшка-тигеля. Как именно – зависит от рецепта, могут быть разные варианты.

С применением этих и некоторых других хитростей после расплавления и правильного остывания в центральной части тигельной массы содержание углерода можно довести до 2%. Строго говоря, это всё ещё чугун. Но с помощью определённых хитростей, о которых здесь уже совершенно точно говорить излишне, древние металлурги получали интересные структуры распределения кристаллов в этом 2%-м материале, позволяющие с определёнными сложностями и предосторожностями, но всё же ковать из него мечи.

Нож из булатной стали

Нож из булатной стали

Это и есть булатная сталь – очень твёрдая, весьма хрупкая, но гораздо более прочная, чем чугун. Не содержащая практически никаких излишних примесей. В сравнении с сыродутной сталью типа той же тамахагане – да, булат обладал определёнными интересными свойствами, и специально обученный кузнец мог создать из него впечатляющее оружие. Причём это оружие, как и практически все мечи с кельтских времён, было композитным, включало в себя не только тигельную булатную сталь, но и старые добрые полоски сравнительно мягкого материала.

Более совершенные процессы плавки, с помощью которых можно разогреть печь до 1540° C и выше, просто убирают нужду в булате. Ничего мифического в нём нет. В XIX веке в России его какое-то время производили, из исторической ностальгии, а потом забросили. Сейчас тоже можно его производить, но никому особенно не нужно.

Мечи эпохи викингов и более позднего времени

Мечи викингского типа

Мечи викингского типа

Мечи каролингского типа, часто называемые мечами викингов, были распространены по всей Европе в период с 800 до примерно 1050 года. Название «меч викингов», ставшее общеупотребительным термином в современности, не верно передаёт происхождение данного оружия. Викинги не являлись авторами дизайна данного меча – он логичным образом эволюционирует от римского гладиуса через спату и так называемый меч вендельского типа.

Викинги не являлись единственными пользователями оружия этого типа – оно было распространено по всей Европе. И, наконец, викинги не были замечены ни в массовом производстве таких мечей, ни в создании каких-то особо выдающихся экземпляров – лучшие «мечи викингов» ковались на территории будущей Франции и Германии, и викинги предпочитали как раз импортные мечи. Импортировали, понятное дело, грабежом.

Но термин «меч викингов» распространён, понятен и удобен. Поэтому и мы будем им пользоваться.

Узорная сварка в мечах этой эпохи не использовалась, так что композиционная сборка стала проще. Но это была не деградация, а наоборот. Викингские мечи целиком производились из углеродистой стали. Не использовалось ни мягкое железо, ни сталь с большим содержанием фосфора. Технологии ковки уже в период узорной сварки уже достигли совершенства, и в этом направлении развиваться было некуда. Поэтому развитие пошло в сторону улучшения качества исходного материала – развивались технологии получения самой стали.

В эту эпоху получила повсеместное распространение закалка оружия. Ранние мечи тоже закаливались, но не всегда. Проблема была в материале. Цельностальные клинки из качественно подготовленного металла уже могли гарантированно выдержать закалку по каким-то разумным рецептам, тогда как в более ранние времена несовершенство металла могло подвести кузнеца в самый последний момент.

Ствол ружья из стали с узорной сваркой, XIX век

Ствол ружья из стали с узорной сваркой, XIX век

Клинки мечей викингов отличались от более старого оружия не только материалом, но и геометрией. Повсеместно использовался дол, облегчающий меч. Клинок имел латеральное и дистальное сужение, то есть он был уже и тоньше возле острия и, соответственно, шире и толще вблизи крестовины. Эти геометрические приёмы в совокупности с более совершенным материалом позволяли сделать твёрдый цельностальной клинок достаточно прочным и при этом лёгким.

В дальнейшем композитная сталь в Европе никуда не девалась. Более того, периодически из небытия всплывала давно забытая узорная сварка. Например, в XIX веке возник своего рода «ренессанс раннего средневековья», в рамках которого узорной сваркой выполнялось даже огнестрельное оружие, не говоря о клинковом.

Японские мечи

Сборка японского меча по схеме кобусе: мягкие сердечник-спина и твёрдые плоскости-лезвие

Сборка японского меча по схеме кобусе: мягкие сердечник-спина и твёрдые плоскости-лезвие

Так что же в Японии? Да ничего особенного.

Из кусочков-монеток стали с различным содержанием углерода пакетируются фрагменты будущей заготовки. Затем собирается заготовка той или иной композиции, ей придаётся нужная форма. Далее клинок закаливается, а потом полируется – об этих шагах мы поговорим позже. Более того, если меряться технологичностью, то по «технологическому уровню» материала булатная сталь уделывает всех, включая японцев. По совершенству сборки узорная сварка выступает не хуже, а то и лучше.

На этапе сборки и собственно ковки меча нет никакой специфики, позволяющей выделить японские клинки на фоне оружия прочих культур и эпох.

Композитная сталь: ещё один вывод

Пакетирование стали, позволяющее добиться однородного материала с приемлемым количеством и распределением шлака, применялось во всём мире чуть ли не с самого начала железного века. Продуманная композиционная сборка клинка в Европе появилась не позднее двух тысяч лет назад. Именно сочетание этих двух приёмов и даёт легендарную «многослойную сталь», из которой, конечно, сделаны японские мечи – как и многие другие мечи со всех концов света.

(Продолжение.)

Оставить комментарий